
Ханна Дуган. Фото: foxnews.com
В США чуть меньше 700 федеральных судей, часть которых по праву занимают первое место в пантеоне героев Сопротивления, пытаясь сорвать десятки начинаний президента Трампа.
Этот саботаж сильно облегчается особенностью американского правосудия, позволяющей даже малоизвестным судьям из третьестепенных округов принимать решения, которые распространяются на всю страну. Эти решения (temporary injunctions), как правило, приостанавливают действие трамповских эдиктов лишь временно и немедленно опротестовываются минюстом, но они ощутимо тормозят затеянную 47-м президентом перестройку.
В последние дни еще большими героями Сопротивления сделалась парочка местных судей, арестованных за попытки утаить нелегалов от федералов.
В ту пятницу федералы арестовали окружную судью графства Милуоки, 65-летнюю Ханну Дуган, пытавшуюся спрятать в здании суда от группы захвата мексиканского нелегала Эдуардо Флореса-Руиса, первый ордер на депортацию которого был выдан еще в декабре 2013 года. Он был депортирован на родину, но скоро снова перешел границу и последние годы работал поваром в Милуоки. Флорес-Руис по-прежнему находится в США нелегально, но сейчас также обвиняется в домашнем насилии и «причинении физической боли или травмы». Повторный незаконный переход границы чреват тюрьмой на срок до двух лет.
Арест судьи Ханны Дуган 25 апреля 2025 года. Фото: .wsws.org
Инцидент, за который была арестована судья Дуган (меня постоянно подмывает назвать ее «Дугин»), имел место 18 апреля в суде графства Милуоки. Наиболее подробно он описан в 13-страничном аффидевите сотрудницы ФБР Линдсей Шлоймер, входящей в состав следственной бригады по делу судьи Дуган. В соцсетях Сопротивление начало называть Шлоймер «предательницей» и пишет, что ей следовало отказаться от этого задания.
17 апреля непоименованный представитель иммиграционного ведомства заключил, что Флорес-Руис находится в США незаконно и подлежит депортации, и выписал так называемый административный (в отличие от судебного) ордер на его арест. Власти установили, что предварительное слушание его дела о семейном насилии назначено примерно на 8 утра в судебном зале №615, занимаемом судьей Дуган.
Как заведено, арестовать Флореса-Руиса собирались после окончания слушания. Я узнал из аффидевита Шлоймер, что иммиграционные власти арестовывают в судах лишь тех, кто находится там по уголовным делам, а не вызванных туда потерпевших или свидетелей. В судах нелегалов любят брать, потому что они туда, как правило, являются. Во-вторых, в суд можно войти лишь через магнитометр, поэтому есть гарантия, что они безоружны.
Группа захвата состояла из шести человек в штатском и включала сотрудников ICE (иммиграционно-таможенной службы), ФБР и управления по борьбе с наркотиками. Вот компания какая.
В суде группу захвата встретили не цветами. В дверях документы федералов проверил охранник, вызвавший своего сержанта, который впустил их в здание, сказав, чтобы они не заходили в судебный зал, а дожидались объекта в коридоре. Вскоре после того как федералы предупредили персонал суда о своем присутствии, к ним подошел адвокат из отдела бесплатной юридической помощи и всех внезапно сфотографировал.
Фото: msn.com
Когда на этаже появился виновник торжества Флорес-Руис и вошел в зал судьи Дуган, самодеятельный фотограф известил ее о том, что в коридоре нелегала поджидают незваные федералы. Как пишет следовательница Шлоймер, судья возмутилась, назвала ситуацию «абсурдной» и скрылась за дверью своего кабинета, прилегающего к
залу суда. Вскоре она и другой судья, облаченные в черные мантии, подошли к группе захвата. Дуган, «явно возбужденная» и имеющая «конфронтационный, разъяренный» вид, потребовала, чтобы ей предъявили ордер на арест, а когда увидела, что он административный, взбеленилась и приказала командиру группы захвата явиться в кабинет главного судьи, куда федералов отвел сопровождавший ее коллега.
Судя по ее биографии, Дуган является прогрессивной активисткой, но она наехала на трамповских опричников не только поэтому. Ее возмутило то, что они явились без надлежащего ордера. Во-вторых, американские судьи обладают, считай, королевской властью в закрепленных за ними судебных залах, поэтому внезапный визит федералов может вызвать у них чувство протеста.
Пока группа захвата предъявляла свои верительные грамоты клерку главного судьи, Дуган вернулась в свой зал. Увидев ее, Флорес-Руис и его бесплатная защитница было двинулись к двери, но судья остановила их, сказав повелительным голосом: «Обождите, пошли со мной!», — и вывела их через другую дверь, предназначенную для присяжных и ведущую в ту часть здания, которая недоступна для посторонних.
По словам следовательницы Шлоймер, этот маршрут был «необычным», поскольку через эту дверь обычно выходят только присяжные, конвоиры, сотрудники суда и арестанты под конвоем. Адвокаты и обвиняемые, не находящиеся под стражей, не пользуются этой дверью никогда. Но ею воспользовалась судья Дуган, немедленно ставшая текущей героиней Сопротивления.
Она, как ни в чем не бывало, вернулась в свой зал и продолжила заниматься другими делами: американские судьи работают по конвейерной системе, особенно в пятницу, и Дуган в этот день должна была пропустить несколько обвиняемых. Время шло, и прокурор, который занимался делом Флореса-Руиса, недоумевал, почему того все не вызывают. Его известили, что дело его подопечного перенесли, хотя и прокурор, и трое потерпевших, которых якобы избил мексиканец, находились в зале.
Оказалось, что после того как Дуган отослала группу захвата к главному судье и огородами вывела нелегала и его защитницу к лифтам, его заметил один из федералов, который не ушел вместе с группой, а остался сидеть в коридоре перед залом №615. Ни Дуган, ни ее помощники его не опознали. Но он опознал Флореса-Руиса и сел вместе с ним в лифт, попутно предупредив по телефону коллег.
Спустившись на лифте на первый этаж, беглец вышел с защитницей на улицу, где федералы узнали их издали, подбежали и предъявили ксивы. Флорес-Руис был не рад встрече и бросился наутек. Группа захвата преследовала его вдоль здания суда и настигла на ближайшем перекрестке.
Ознакомившись с аффидевитом следовательницы Шлоймер, федеральные прокуроры привлекли судью Дуган за «препятствование или задержку процедуры в департаменте или ведомстве Соединенных Штатов» и «сокрытие физлица с целью предотвращения его обнаружения или ареста». Оба преступления квалифицируются как felony, то есть караются сроком больше года. Менее серьезные деяния, грозящие сроком до года, называются misdemeanor.
По ящику показали, как судью ведут в наручниках к черному седану. Судья-магистрат тут же отпустил ее домой под честное слово. Демократы нашли новую жертву авторитарного режима и не делали из этой находки секрета.
После того как по Милуоки разнеслась весть об аресте Дуган, перед судом собрались больше двух десятков демонстрантов, скандировавших бунтарский лозунг движения за права чернокожих «Не будет справедливости, не будет и мира! Свободу судье!». Некоторые размахивали звездно-полосатыми флагами. Один держал плакат с лозунгом «Только фашисты сажают судей!». Другой с лозунгом «Руки прочь от наших судей!». У третьего был белый лист картона с популярной в этих кругах сентенцией «Никто не нелегал на краденой земле!». Имеется в виду, что Милуоки стоит на земле, раньше принадлежавшей краснокожим.
«Назовем вещи своими именами, — сказал прогрессивный сенатор Берни Сандерс, — арест Трампом в Милуоки судьи Дуган не имеет ни малейшего отношения к иммиграции». Тут я согласен: иммиграция не при чем, арест судьи связан лишь с одной ее разновидностью — нелегальной. Но у Сандерса была другая мысль: «(Арест судьи) имеет отношение к сползанию этой страны к авторитаризму!», — воскликнул он. Конгрессмен-демократ Джейми Раскин характеризовал арест Дуган как «очередное погружение правительства в хаос».
Трамп «постоянно атакует судебную систему, — воскликнула сенатор от той же партии Тэмми Болдуин, — нарушает распоряжения судов и арестовывает действующую судью… Это вписывается в весьма тревожную модель беззаконного поведения этого президента, подрывающего суды и не дающего Конгрессу сдерживать его власть».
Аналогичных заявлений было сотни. Не все они исходили от демократов. Арест судьи, в частности, критиковал юридический комментатор консервативного канала «Ньюсмакс» Эндрю Наполитано, давно относящийся к Трампу скептически и сейчас обвинивший его администрацию в «джихаде против судей».
Наполитано сам бывший судья и, возможно, питает фантомную слабость к этому сословию. Он предположил, что трамписты вознамерились расправиться с Дуган с тем, чтобы другим судьям было неповадно вольничать, и заметил: «Я считаю, что у нее есть иммунитет. Она может решать, через какую дверь человек покинет ее судебный зал, и привлечь ее за это они не смогут». «Но, поживем, увидим», — добавил Наполитано, наведя меня на мысль, что он все же не до конца уверен в своем прогнозе.
Если к Дуган с пониманием отнесся бывший судья, то у нее есть надежда, что действующие судьи тем более будут склонны войти в ее положение, так что она еще может отделаться легким испугом. Поживем, увидим.
Обозреватель консервативной газеты «Вашингтон экзаминер» Байрон Йорк не советует демократам поднимать судью Дуган на щит, поскольку она, по его словам, пеклась о довольно несимпатичном обвиняемом. «Неужели Дуган назовут героиней за то, что она спасала от федеральных властей уже депортированного и нелегально вернувшегося человека, обвиняемого в домашнем насилии? — спрашивает комментатор. — Это может не проканать».
Я посмотрел, в чем конкретно обвиняется виновник торжества. 29-летний Флорес-Руис якобы повздорил с соседом из-за слишком громкой музыки и около 30 раз ударил его кулаком в лицо, а потом будто бы избил его девушку, которая за него заступилась, и еще одну женщину. Двоих пострадавших отвезли в госпиталь.
В прошлый вторник Верховный суд штата Висконсин временно отстранил Дуган от должности. Ее следующая явка в местный федеральный суд назначена на 15 мая. Судье теоретически грозят до 6 лет отсидки и штраф до 350 тысяч долларов, но, поскольку вменяемые ей деяния не сопровождались насилием, ее вряд ли накажут по максимуму. Если накажут вообще.
Дело в том, что Дуган, малоизвестная судья в заштатном Милуоки, уже сумела сколотить себе адвокатскую команду звезд, которую я посоветовал бы нанять в следующий раз Илону Маску. Или Трампу, чьи хождения по судебным мукам, я подозреваю, еще далеко не кончились.
Самый именитый защитник судьи — это республиканец Пол Клемент, три года служивший у президента Буша-младшего генеральный солиситором США, то есть третьим замминистра юстиции, представляющим правительство в судах. С 2000 года Клемент более ста раз участвовал в прениях в Верховном суде — «больше, чем любой правительственный или частный юрист», — говорится в его биографии.
Его называют «лучшим юристом своего поколения».
Напарник Клемента, бывший главный федеральный прокурор Восточного округа Висконсина Стивен Бискупик, был назначен на этот пост тем же Бушем и имеет большие связи в республиканских кругах.
Демократический агитпроп немедленно окрестил происходящее очередным «конституционным кризисом». Список видных демократов, поддерживающих судью Дуган, продолжает расти. В него включилась, например, бывший кандидат в президенты страны сенатор Эми Клобушар. «Это ненормально!» — возмущенно отреагировала она на арест Дуган.
Другой сенатор-демократ, Тина Смит, тоже заклеймила арест Дуган, заявив: «Если (директор ФБР) Кэш Пател и Дональд Трамп не любят какого-то судью, они считают, что могут его арестовать. Это ни в какие ворота не лезет! Мы должны сказать «нет» этой вопиющей попытке узурпировать власть!».
На самом деле, прецеденты уже были, что важно в стране с прецедентным правом. За день до инцидента в милуокском суде в штате Нью-Мексико были арестованы бывший тамошний судья и его супруга, якобы приютившие у себя нелегала, которого федералы называют членом свирепой венесуэльской банды.
А в 2019 году, еще в первый срок Трампа, в Массачусетсе арестовали тамошнюю судью, которая тоже помогла нелегалу бежать (через подвал) из суда, где его поджидал с ордером на арест сотрудник ICE. Судью тоже отстранили от должности (на три года) и привлекли к суду, но Трампа не выбрали на второй срок, при Байдене отношение к нелегалам резко изменилось, и судить судью раздумали.
Владимир Козловский




