Прошло больше календарного года, эмоции чуть остыли и я собрался с духом написать об этом с позиции «взгляд сверху». Как случилось, что жуткое «7 октября» произошло в Шмини Ацерет — Симхат Тору, в Шаббат — самый духовно возвышенный момент нашего календаря? В день, о котором говорится: «Царь-Создатель приглашает ближайшего друга — народ Израиля на прощальную трапезу в завершение праздников»; предстоит «уединённая беседа Б-га и Его народа». Взамен — мерзкое нашествие варваров. Отчего паралич системы израильской безопасности случился именно в этот час?
Речь не об оперативной информации, ложных концепциях, предательстве и изощрённой вражеской подготовке — но о самом событии в контексте нашей жизни, нашего календаря. В контексте Торы. Ибо называется это: «Сокрытие Лица Всевышнего». В час, когда должно происходить наибольшее «Открытие Лица».
Начал в преддверие еврейской годовщины событий. Вообще-то есть проблема заниматься писательством в полупраздничные дни, но здесь сразу два дозволения: надеюсь, материал дойдёт до читателей («нужды многих») и «иначе это пропадёт». Просветлённое видение Праздника, ясность мирового устройства и субординации ценностей может не повториться с такой отчётливостью в послепраздничный период.
На мир, «который Всевышний отдал для работы сынам человеческим», духовная энергия («свет») льётся постоянно. Иначе человечество не может в нём существовать, сотрутся сознание, цель и смысл и всё, пройдя через этап хаоса, просто исчезнет. Но бывают времена, когда «свет» изливается с особой направленностью и интенсивностью. Об этом и наш календарь, где отделено, в частности, «время свободы» от «времени радости». Есть и соответствующие эпохи,- так, «Зоар» предсказывает, что «знания прольются в мир» в районе 5600 года. В первой половине 19 века, когда началась научно-промышленная революция, пришедшая в 1873 к законам Максвелла — основе практической электротехники и потому — современной цивилизации.
Существует правило: чтобы принять свет, должен быть подготовлен сосуд. Иначе свет «проливается мимо» и попадает в сосуды вторичные. Бытует мнение, что раскрытие глубинных психических процессов в контексте высшего предназначения человека, время для которого наступало в конце 18 — начале 19 века — с ним связано возникновение хасидизма — лишь частично вошло, укоренилось в еврейском народе. Причина — недостаточная готовность «сосуда» вследствие конфликтов, самый драматический из которых: меж «хасидами и митнагим». Как следствие, духовный посыл пролился на народы и результат его — постепенное возникновение «глубинной психологии», расцвётшей с конца 19 века,- в которой высшее предназначение заменено целесообразностью в рамках подлунного мира.
Но это ещё частичная утрата. Хуже, когда «сосуд» не просто не подготовлен, но сам отталкивает и отвергает «свет». Отброшенный, свет превращается в глубочайшую тьму, ибо нет более чёрного места, чем то, откуда с невероятной скоростью улетает луч. Его утилизируют силы мглы; не случайно христиане передали имя римской персонификации «Утренней звезды» (Венеры) — Люцифер, «светоносный» — своему Дьяволу.
7 октября ожидаемый поток небесной милости, близости Б-га с Его «народом Торы» — оттолкнулся от разделённого, враждующего меж собой сообщества на грани гражданской войны, со вкраплениями прямого предательства; от населения Святой Земли, где «Фестиваль в честь Праздника Торы» включает танцы под Буддой, наркотики и прочие оригинальные формы чествования дарованного Закона. И — поток силы улетел в глубочайшую бездну, в подземные норы самых оголтелых на тот момент юдофобов. Оставив за собой на израильской стороне слепящий мрак и помутнение — генералов, разведчиков, политиков…
И в этой тьме, наощупь, стараниями разрозненных героев и мистической защитой (узнайте, что происходило в Нетивоте, Офакиме…) наш народ, брошенный в кошмарную трагедию, всё-таки спасён от намеченного крысиным отродьем куда большего ужаса.
Ну а остаток недоиспользованного адептами «подземного царства» перевёрнутого света пронёсся (и несётся) по миру безумной, абсурдной волной дичайшего антисемитизма. Уж для этого-то «духовного богатства» сосуды давно подготовлены и на диво добротны! Ударил поток силы в головы иранским заправилам, ливанским, сирийским, иракским, йеменским гоблинам — «вот он, счастье, гуляй, рванина, от рубля и выше!». Поныне весело искрится — ракетами, например.
Вспомним предупреждения мудрецов о «пятках Машиаха», нашем времени. Их много, выберем крошку. «Если не раскаются, поставит (Творец) над ними (народом Израиля) правителя, указы которого будут тяжелее указов Амана». Извините, как это — хуже полного уничтожения? Хочется отнести к Холокосту, когда к уничтожению добавлялись унижения и мучения. Но после невыразимого ужаса, как бы отблеском от уцелевшей искорки, «перевернувшейся» обратно в свет каплей тьмы — возникло Еврейское государство. Разумеется, это далеко не «Царство Машиаха», от идеала оно далековато — настолько, что некоторые даже полагают его «проделкой Люцифера» (простите за чужой термин) и очередной, особо изощрённой формой искушения. Однако на Святой Земле цветут сады, общины и ешивы; худо-бедно, но у евреев появилось место, куда бежать; не всякий погром проходит безнаказанно…
Давайте пофантазируем: что нужно, чтобы темень войны, безбожия, террора, внутренних склок, канкирующей на очередном пике юдофобии «перевернулась», стала ярчайшим светом? Вы знаете, первое, что мне приходит в голову — это «обратный переворот» энергий самого трагического дня: «погрома Радости Торы». И — превращение «Чёрной субботы», как принято именовать 7 октября, в Возвышенную Субботу.
То есть необходимо не просто возвратить вещи на свои места: народ к внутреннему миру, святости Шаббата и радости от того, что через нас человечеству подарен Б-жественный Закон. Но — много большее сотворить в плюс, чем обронено в минус. Вместо раскола — самоотверженная братская любовь; вместо клеветы на хранителей Завета — уважение, раскаяние и обращение к ним за советом и наставлением; вместо небрежения Субботой, которая «больше хранила евреев, чем те хранили её» — наслаждение возвышенным её духовным трудом…
Под покровом текущей тьмы кое-что происходит, мы к этим идеалам приближаемся. Хотя, судя по «незавершённым гештальтам» всё упорно не обращающейся в свет мглы — не слишком быстро.
Давайте, чтобы не остаться голословным, расскажу сказку из реальности. В это непросто поверить, но информация из первых рук. В маленьком поселении Тифрах, что между Беер-Шевой и Офакимом, находится одна из лучших в мире ешив, прекрасный хедер и ещё немало торанического. Здесь учились мой сын и зять, сейчас — внук, живут близкие друзья. К слову, у тифрахцев прекрасные отношения с арабами из соседней деревни. Сын видел, как упал со стремянки что-то чинивший араб — раввин бросился к нему со слезами, поднимал и обнимал как близкого друга…
Дело было утром того 7 октября. Камеры показали (это видели и обитатели ближайших домов), что несколько пикапов с террористами свернули с шоссе на дорогу к посёлку, чуть проехали, остановились, постояли и, развернувшись, отправились дальше по шоссе. Кое-кого из «героев Нухбы» затем захватили в плен и следователи поинтересовались их маршрутами. Оказались там и братки из этих пикапов. Поведали, что был у них план поселения и ешивы, которую ехали расстреливать. Но с дороги увидали: здание ешивы охвачено пламенем — и решив, что делом уже занялись другие, двинулись на новые подвиги. Когда сопоставили со временем на камерах, поняли, что как раз в эти минуты в ешиве в самом разгаре были танцы со свитками Торы! Мой внук даже обижался: «ну почему Создатель показал Б-жественный свет (Радости Торы) не нам, а этим ублюдкам?!»
Это не столь о чудесах, как о тех возвышенных силах, что хранятся (увы, чаще под слоями телесного и душевного «жира») в нас. Неужели их не хватит на обратный, «белый переворот»!?