Все что ни делается – к лучшему, говорят люди, перефразируя слова мудрецов Талмуда: «Все, что делает Всевышний, – к добру!» Легко сказать, но как трудно бывает принять эту простую истину человеку, стоящему перед лицом испытаний или трагедии. Иногда мы просто не понимаем, как какое-либо событие может быть к добру. Что ж, и в этом свой смысл, ибо существует особая причина, по которой будущее сокрыто от нас. Сам факт, что мы не знаем, почему какое-то событие к добру, тоже к добру, утверждал один ребе…
– Кого следует любить в первую очередь? – спросил меня мой сосед, доктор психологии, в то время как я, не торопясь, проходил мимо его дома. Этот жизнерадостный человек перенес тяжелую операцию.
– Прежде всего, следует любить себя самого! – ответил я, решив не отвечать стандартно, что следует прежде всего любить свою семью, свой народ.
– Откуда ты это знаешь? – удивился он.
– Сказано в Торе: «Возлюби ближнего, как самого себя!»…
– Неужели нам нужно учиться любить себя? – спросите вы. – Разве любовь к себе не является врожденным и естественным чувством?
Зачастую мы живем с затаенной обидой на судьбу, на Б-га, на самих себя. Мы отказываемся принять определенные события нашей жизни. Нам бывает чрезвычайно трудно принять некоторых людей такими, какие они есть. Есть люди, которым не нравится их лицо, тело. В результате они живут с затаенной обидой на судьбу, на Б-га, на самих себя. Это вызывает внутреннее раздражение, которое, в конце концов, выливается в гнев на других. Ибо мы проецируем наши чувства к себе на окружающих людей. Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, какой он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Чтобы любить других, необходимо научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках». Один человек может оказаться в автомобильной пробке и сгорать от гнева и стресса, другой в это время, понимая, что не может ускорить движение, расслабляется, слушая приятную музыку или аудиокассету урока Торы.
Когда человек начинает принимать свою судьбу, он делает первый шаг на пути любви к Б-гу и к людям. Когда он осознает, что все события в его жизни произошли по воле Всевышнего, что все они имеют какой-то смысл, то он, в конце концов, скажет: «Все, что ни делается, к лучшему!» Даже испытания, которые посылает Всевышний человеку, – для его же блага. Преодолевая испытания, мы становимся сильнее, возвышаемся духовно и в заслугу удостаиваемся награды.
Настанет день!
… Я вспоминаю о трагедии, которая произошла 9 августа 2001 года в самом центре Иерусалима, когда террорист ворвался в ресторан «Сбарро» и, взорвав пояс шахида, убил 15 человек, 130 получили ранения. Пятеро погибших были членами одной семьи выходцев из Голландии, детьми переживших Катастрофу: Мордехай и Цира Швивашудер и трое их детей – Рая (14 лет), Авраам (4 года), Хемда (3 года). Хая 11 лет и Лея 18 лет были ранены, два их брата в момент трагедии находились в иешиве и не пострадали. 10 августа состоялись похороны семьи, на которые Лею принесли прямо на больничной кровати. В присутствии Ариэля Шарона 11-летняя Лея сказала, что не знает, почему произошла эта трагедия, но твердо верит, что настанет день, и она узнает, что «все, что Всевышний делает – к добру!»
Великое испытание
«И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет – годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон». (Берешит 23:1-2)
Почему Тора повторяет «годы жизни Сары»? Для того, чтобы научить нас, что «все годы жизни Сары были одинаково хорошими», объясняет Раши.
«Но разве жизнь Сары была легкой? – возразит читатель. – Ее отец Харан был брошен в огонь Нимродом и погиб. Сара была в плену у египетского Фараона и царя Авимелеха. Много лет она страдала из-за бездетности. Узнав о том, что Авраам увел Ицхака для жертвоприношения, Сара умерла».
Потому мудрецы учат нас, что в глазах праведницы Сары все годы ее жизни, даже годы испытаний и страданий, были прекрасны. Ибо счастье внутри нас!
История смерти Сары считается, по мнению мудрецов, последним, десятым, и самым великим испытанием Авраама. Даже более великим, чем жертвоприношение Ицхака. Тогда Авраам получил благословление, что его дети станут народом вечности. Однако, вернувшись вместе с Ицхаком домой, Авраам столкнулся с трагедией, которая, казалось, произошла по его вине. Сара умерла, узнав, что он хочет пожертвовать сыном. Авраам мог винить в ее смерти Б-га, мог винить себя, мог выразить сожаление о том, что исполнил волю Всевышнего. Тогда он потерял бы заслугу «жертвоприношения Ицхака» и великое благословение Всевышнего. Ибо точно так же, как человек, совершивший дурной поступок и сожалеющий об этом, стирает этот грех из своего прошлого, так же и человек, совершивший что-то хорошее, может стереть сожалением об этом свою заслугу.
Авраам не выразил сожаления, не потерял благословения для своих потомков, а принял смерть Сары как еще одно испытание, которое он с честью преодолел. Потому Тора подчеркивает – «это годы жизни Сары», она прожила все то время, которое отвел ей Всевышний в этом мире. Аврааму лишь оставалось не сожалеть о выполненной заповеди, а с любовью принять от Всевышнего все, что Он делает.
Художник Алекс ЛЕВИН
Субботние свечи:
Пятница, 29 ноября, 4:11
Окончание субботы 30 ноября в 5:15