Члены команды Трампа. Фото: korrespondent.net
Выбранный две с лишним недели назад 47-м президентом США экс-президент Дональд Трамп формирует свой второй аппарат Белого дома и кабинет министров. Эта работа почти завершена, и осталось всего ничего – назначить 8 министров и 5 заводтелами.
Это будут главы министерств финансов, торговли, сельского хозяйства, труда, жилищного строитеотства, транспорта, энергетики и образования, причем судьба последнего под вопросом. А нужно ли оно вообще на федеральном уровне? Предстоит назначить представителя США по внешней торговле, председателя Совета по экономике, начальника управления мелких бизнесов, а также директоров управлений по менеджменту и бюджету и по науке и технологии.
В Москве в воскресенье пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью тележурналисту Павлу Зарубину сказал, что «избранный президент США занимается процессом формирования своей новой команды, процесс такой шумный, там появляются известные имена для Соединенных Штатов, в том числе и некоторые из них хорошо известные нам». А в четверг троцкистский Международный комитет Четвертого Интернационала (International Committee of the Fourth International или ICFI) на своем сайте wsws.org сообщил, что «в ходе стремительной серии назначений и заявлений избранный президент-фашист Дональд Трамп формирует администрацию по своему образу и подобию. На данный момент объявлено только два критерия для кандидатов: полное соответствие фашистской политике, которую стремится проводить Трамп, и беспрекословная личная лояльность потенциальному диктатору».
Пока известны 28 человек, предположительно занявшие должности от главы аппарата до пресс-секретаря Белого дома до дюжины министров, а также их помощников и глав разных ведомств, включая ЦРУ и двух послов – в ООН и Израиль. По возрасту новый кабинет Трампа можно считать «площадкой молодняка», и если ему 78, министру здравоохранения Роберту Кеннеди-младшему 70, а главе его аппарата Сьюзан Уайлс 67, то остальные идут по убывающей, и министру обороны Питу Сеггету 44, одному из двух министров «эффективности работы правительства» Вивеку Рамасвами 39, а прессе-секретарю Белого дома Кэролайн Левитт 27. Она станет самым молодым пресс-секретарём президентов США, а в первой администрации Трампа была помощником пресс-секретаря Кейли Макнени. Той тогда было 32, а этой 23 года. В пятницу, комментируя назначение Левитт, Трамп отметил её «феноменальную работу пресс-секретарём моей исторической кампании», назвал «умным, жестким и высокоэффективным коммуникатором» и выразил уверенность, что она «преуспеет на трибуне (Белого дома) и поможет донести наше послание американскому народу, пока мы делаем Америку Снова Великой».
Надо сказать, что Дональд Трамп никогда не скупился на похвалы своих назначенцев, для которых главным качеством была не столько профпригодность, сколько лояльность, то есть верность ему. В прошлой администрации это не раз его подводило, и, думаю, что, обжёгшись на том молоке, сейчас Трамп дует на воду подбора кадров, тем более что его кандидатуры на уровне министров должен утверждать Сенат. Для этого там необходимо простое большинства, и хотя республиканцев в Сенате сейчас 53, а демократов 45 плюс двое независимых подголосков, среди республиканцев есть сомнения в целесообразности некоторых назначений, включая кандидата в министры обороны Пита Хегсета, юстиции Мэтта Гетца, здравоохранения Роберта Кеннеди-младшего и национальной разведки Талси Габбард. Первого считают слишком молодым и неопытным, второго — слишком скомпрометированным, третьего — слишком профнепригодным из-за его спорных взглядов на медицину, а четвертую -слишком пророссийской.
Дональд Трамп вошел в историю американской политики как глава администрации, сменивший за первые годы президентства наибольшее число членов своей команды. Тогда он обещал американцам «осушить болото» столичного истеблишмента, что ему так и не удалось. Сейчас на все, образно говоря, семь бед его выдвиженцев у него один ответ. Джо Байден и Камала Харрис считали и называли его узурпатором власти, врагом народа и угрозой демократии, на что Трамп отвечал, что он борется не с демократией, а с бюрократией, которая вконец разъела государство. Для этого он решил, а скорее, все-таки согласился с предложением создать новое «министерство эффективности» работы органов власти во главе с миллиардерами, 53-летним Илоном Маском и 39-летним Вивеком Рамасвами, хотя у первого их, то есть миллиардов, почти 304, а у второго всего 1. И 44-летнего Пита Хегсета вторично избранный президент решил поставить во главе Пентагона журналиста канала Fox News, дослужившегося до майора участника двух войн.
Как сообщил в воскресенье канал NBC News, «переходная команда Трампа составляет список высокопоставленных нынешних и бывших офицеров армии США, которые принимали непосредственное участие в выводе войск из Афганистана, и изучает, могут ли они быть преданы военному суду». Далее там сообщалось, что поставленный Трампом во главу Пентагона Пит Хегсет «изложил свой план реформирования министерства обороны сверху донизу, в том числе путем чистки генералов-прогрессистов» и отмены введённых ими новшеств, которые делают наши вооруженные силы самыми прогрессивными, хотя и вредят их боеспособности. В последней из своих четырёх книг, изданной в этом году под названием «Война с воинами – о предательстве людей, которые хранят нашу свободу» («The War on Warriors: Behind the Betrayal of the Men Who Keep Us Free») Хегсет написал, что «следующий президент США должен радикально пересмотреть высшее руководство Пентагона, чтобы мы были готовы защищать нашу страну и побеждать наших врагов. Многих нужно уволить».
Дональд Трамп планирует назначить на должности госсекретаря и советника по национальной безопасности сенатора от Флориды Марко Рубио
С назначением Пита Хегсета министром обороны в Пентагон придет новая метла борьбы с бюрократией, но, повторяю, на первом месте для назначенцев Трампа стоит их лояльность президенту, а тем более, верность генералов своему главнокомандующему, чего не стало в его первой каденции и грозит не стать во второй. В четверг аналитик канала CNN по национальной безопасности Джим Скиутто отметил, что Трамп этим и другими назначениями на высокие посты в указанной сфере создаёт команду для осуществления масштабных и долгосрочных изменений во внешней политике США. «Общим знаменателем всех этих назначений, несомненно, является лояльность, сказал Скиутто. — Хотя некоторая лояльность действительно необходима, рабская преданность опасна. Мы можем оказаться в ситуации, когда одна голова контролирует множество рук». В принципе, это и есть автократия, то есть самовластие, в котором наши прогрессивные левые обвиняют ретроградно правого Дональда Трампа, который борется с бюрократией демократии.
57-летний обозреватель кабельного канала NewsNation республиканец Мик Малвани, который с 2011 по 2017 год был конгрессменом из Южной Каролины, а с 2019 по январь 2020 заведовал аппаратом Белого дома Трампа, не видит в этом ничего нового. Сначала демократы обзывали нашего Трампушку фашистом и нацистом, потом требовали импичнуть или посадить его в тюрьму, затем отправить на пенсию по 25-й Поправке к Конституции, а когда, несмотря на всё это, он снова стал президентом, заголосили о его автократии и лоялистах, на которых он опирается. «Удивительное слово ‘лоялист’, написал Малвани в прошлый четверг, — и, оказывается, очень гибкое. Если президент вам нравится, оно означает что-то вроде преданного госчиновника, который будет стремиться помочь законно избранному лидеру страны выполнить свою программу, за которую проголосовал народ. Поэтому легко понять возмущение, лежащее в основе большинства разговоров наших СМИ о том, что Трамп ‘нанимает лоялистов’». Да и что тут необычного? На них опирались Билл Клинтон, оба Буша и Барак Обама, да и каждый, без исключения, президент США старался приглашать в свою команду друзей, а не врагов. Если, конечно, не считать 16-го, Авраама Линкольна, в кабинет которого в 1860 году вошли трое его противников. «Да и только ребенок или редакция The New York Times, — пишет Малвани, — могут считать Эрика Холдера, министра юстиции при Бараке Обаме, его лоялистом». А наши СМИ и после выборов удивляются, почему Трамп не вернул отрекшихся от него Джона Болтона, Ники Хейли и других разочаровавшихся в нем бывших аппаратчиков.
Возможный шеф Пентагона Пит Хегсет. Фото: РБК
В нашем государственном аппарате сверху донизу примерно 4 тысячи человек, и все они предполагаются быть лояльными президенту. Но это не так, поскольку каждый берёт с собой на работу свой жизненный опыт, знания и способности, даже будучи однопартийцем президента. Быть его стойкими единомышленниками не их работа, и более того, начальнику канцелярии, то есть аппарата Белого дома, и платят, чтобы он сообщал президенту то, что тому неприятно слышать.
На прошлой неделе Мику Малвани позвонили с великобританского радио и спросили, не собирается ли Трамп восстановить свой «План F» (очевидно, от глагола “to fire»), который расширяет власть президента нанимать и увольнять. Вопрос был задан неспроста, а из-за слов и намерения Трампа бороться с засильем бюрократии и числом федеральных бюрократов. Корреспондент обеспокоенно спросил Малвани, не «устранит ли такая программа еще один фактор сдерживания зарвавшегося президента». Это сдерживание оставляет бюрократов на своих местах вне зависимости от политического руководства страны, то есть от мнения избирателей, на чем и держится так называемое «глубинное государство». В таком государстве бюрократы стали несменяемой кастой, которая подчиняется самой себе, а у нас ведомо кому, но не президенту Трампу, хотя по Конституции исполнительная власть не может быть фактором сдерживания самой себя, на это есть две другие ветви власти – законодательная и судебная. «Моего обеспокоенного британского инквизитора, — написал Малвани в газете The New York Post, — можно простить за незнание американских основ – у наших СМИ и практически у всех остальных левых, которые хватаются за соломинку, что кто-то переубедит избирателей — такого оправдания нет. В избирательных бюллетенях было написано ‘Дональд Дж. Трамп’, а не ‘Дональд Дж. Трамп, пока он нанимает людей, которые нравятся ведущим MSNBC’».