Момент перед рассветом

Первая заповедь, данная еврейскому народу, сформулирована в словах Торы: «И сказал Всевышний Моисею и Аарону в земле Египетской: месяц этот для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года. Скажите всей общине Израиля так: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на семейство» (Шмот, 12:1 — 3).

Заповедь о «первом месяце» дана Всевышним всему еврейскому народу. И тут возникает вопрос: почему именно эта заповедь оглашена прежде других? Ведь мы получили 613 заповедей, и на месте этой могла быть любая другая. Почему заповедь о «первом месяце» прозвучала именно в Египте? Разве евреи не могли подождать с этим до получения всего «списка» заповедей на горе Синай?

Прежде всего отметим, что эта заповедь устанавливает еврейский календарь — для того, чтобы «взять по ягненку» в десятый день месяца, нужно знать «точку отсчета»; чтобы отметить праздник в ночь 14-го нисана, надо знать, когда это будет.

Евреи в Египте были рабами, — разъясняет рав Хаим Соловейчик (один из крупнейших раввинов конца XIX — начала XX вв.), — и у них не было ясного представления о времени. Чтобы они могли почувствовать себя свободными, им надо было вернуть чувство времени. Поэтому заповедь и была дана им в период Исхода из Египта…

Есть древнее изречение: «Легче вывести евреев из изгнания, чем изгнание из их душ». В Египте Всевышний преподал замечательный урок «искусства освобождения». Почему наша недельная глава начинается с заповеди о времени? Еврей должен был овладеть временем, научиться подниматься над рамками времени: любые проблемы настоящего не покажутся ему неразрешимыми, если на них можно посмотреть с позиций вечности. Что такое, к примеру, ночь: время суток, когда нами овладевают страхи, или момент перед рассветом?

Рав Ари Канн,

еvrеy.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора