Помнить прошлое, но смотреть вперед

Это было знаменательное событие. В трудное для Израиля время канцлер Германии Ангела Меркель сочла необходимым оказать ему действенную поддержку. Прибыв в страну вместе с большой группой министров и членов парламента, она в проникновенной 20-минутной речи, произнесенной в кнессете, продемонстрировала высокие человеческие качества, на мой взгляд, абсолютно искренне, от души и с полной ответственностью представляя Германию. Этот визит, состоявшийся в преддверии 60-летия со дня провозглашения еврейского государства, можно расценить как важную веху на пути его становления и укрепления. Выступление Ангелы Меркель вызвало глубокое удовлетворение, и не случайно ей был оказан в Израиле радушный прием. Кроме разве что досадных частностей, которые, однако, тоже заслуживают внимания.

«Во время торжественного заседания кнессета с участием канцлера Германии Ангелы Меркель, — пишет газета «Маарив, — стоило председателю оппозиции Биньямину Нетаниягу подняться на трибуну и заговорить об иранской угрозе… как министр финансов Рони Бар-Он вытащил свой сотовый телефон и стал со смехом показывать что-то министру обороны Эхуду Бараку. Тот затрясся от хохота. Телефон выхватил бывший глава «Мосада» министр по делам пенсионеров Рафи Эйтан — и тоже покатился со смеху. Затем «чудо техники» перекочевало к главе МИДа Ципи Ливни: та же реакция. Правда, выучка дипломата заставила Ливни прикрыть лицо рукой. Сидевший по левую руку от Ливни премьер-министр Эхуд Ольмерт тоже попытался заглянуть. Его примеру последовал министр национальной инфраструктуры Биньямин Бен-Элиэзер. Как только сотовый Бар-Она попал к нему в руки, он со смеху чуть с кресла не упал… Пресс-секретари министров отказались прокомментировать поведение своих боссов».

Я видел эту не к месту и не ко времени развеселившуюся компашку в телерепортаже, и мне стало стыдно: ведь и Ангела Меркель не могла не обратить внимания на их странное при ней поведение. Невоспитанность, бескультурье министров поразительны и неприятны, но их безответственность — возмутительна, и странно, что безобразный инцидент, кажется, замнут.

Еще нехорошо, что в ту минуту, когда Меркель подошла к трибуне кнессета, несколько его депутатов демонстративно покинули зал заседаний. Один из них, член кнессета от партии МАФДАЛ Арье Эльдад пояснил затем свою позицию следующим образом: «Я не собирался устраивать демарша и оскорблять канцлера Германии. Однако слышать немецкую речь с трибуны кнессета — не в моих силах». Если так, то почему бы ему в тот день просто не остаться дома? Нет, он пришел, чтобы демонстративно уйти. По его словам, Меркель вовсе не собиралась выступать в кнессете. «Этот почет ей был навязан правительством Ольмерта… Вполне можно было удовлетвориться совместным заседанием министров и переговорами», — сказал оппозиционер, выразив тем самым лишь свой крайне низкий уровень понимания государственной политики: одно дело слова за столом переговоров и совсем другое — выступление перед всем миром с трибуны кнессета. Мы еще вернемся к комментариям Эльдада, но теперь лучше обратимся к тексту речи германского канцлера.

«Для меня большая честь выступать в этом здании перед депутатами израильского парламента», — так начала свою речь Меркель, причем произнесла ее на иврите, чем вызвала бурные аплодисменты. Затем, естественно, перешла на свой родной немецкий. Да какая разница, на каком языке человек говорит, стократ важнее, что говорит.

Ангела Меркель непричастна к Холокосту, она родилась в 1954 году, жила в Восточной Германии, теперь с горечью упомянула о непризнании вины за Холокост властями ГДР, напомнила, что до объединения Германии в 1990 году все бремя ответственности перед жертвами несла на себе только ФРГ. «Понадобилось 40 лет, прежде чем вся Германия признала свою ответственность за историю и за Государство Израиль», — сказала она. И далее: «Массовое убийство 6 миллионов евреев, совершенное от имени Германии, принесло неописуемые страдания еврейскому народу, Европе и всему миру. Холокост наполняет нас, немцев, чувством стыда. Я преклоняюсь перед жертвами. Я преклоняюсь перед выжившими и перед всеми, кто помог им выжить… Я подчеркиваю: каждое немецкое правительство и каждый канцлер до меня был привержен особой ответственности за безопасность Израиля, которую несет Германия. Эта историческая ответственность — основа политики моей страны. Для меня как канцлера Германии это значит, что безопасность Израиля не может быть предметом переговоров».

Недвусмысленно оценив преступную деятельность исламистского движения ХАМАС, она заявила, что Германия воздержится от «непрошеных советов» Израилю по поводу методов урегулирования конфликта. В отличие от многих посетителей этого региона, Меркель не встретилась ни с кем из лидеров Палестинской автономии и воздержалась даже от самой осторожной критики поведения Израиля в конфликте с палестинцами.

В связи с политикой Ирана она заявила о готовности занять максимально жесткую позицию в отношении иранской ядерной угрозы.

«Мир не должен доказывать, что у Ирана есть ядерное оружие. Это Иран должен доказать миру, что у него этого оружия нет… Если же Иран не согласится на эти условия, Германия введет дополнительные санкции против Тегерана».

То, что речь Ангелы Меркель вызвала негодование ХАМАСа и арабских депутатов кнессета, ни у кого, естественно, не могло вызвать удивления, но то, что против нее ополчились евреи, — это на грани разумения. Добавлю, что ряды протестующих правых в кнессете пополнила и левая Шели Яхимович, депутат кнессета от «Аводы». Представляется, что вообще вместо «правых» и «левых» тут уместнее было бы говорить о правых и неправых, разумных и неразумных, политиках (а депутат кнессета — это политик по определению, по крайней мере, таким должен быть) и безответственных болтунах-популистах, получивших привилегию заседать в кнессете.

Вот что еще наговорил Арье Эльдад: «Израиль вправе требовать от Германии денег, оружия и подлодки… Немцы до последнего поколения должны будут оплачивать долг евреям… Тот, кто истреблял еврейский народ должен сегодня оплатить его существование… Пусть Германия платит деньги и молчит». Не нахожу слов для адекватной оценки этой, с позволения сказать, позиции. Разве что привести заключительную строку басни Крылова «Пустынник и Медведь»: «Услужливый… (Эльдад) опаснее врага».

Прочитал в новостях, что в канцелярии израильского премьера Эхуда Ольмерта рассматривают возможность обратиться к комиссии кнессета по вопросам этики с просьбой дать оценку поведению депутатов, бойкотировавших выступление канцлера Германии. Думаю, что рассмотрением возможности дело и завершится, поскольку этическим поведением и министры в кнессете не блеснули.

Но обратимся к позитиву. Правительства ФРГ и Израиля провели первое в истории совместное заседание. Отныне такие заседания станут регулярными. Эта договоренность стала одним из главных итогов межправительственных консультаций двух стран в Иерусалиме.

На совместном заседании был подписан ряд соглашений, в том числе в сфере экономики, обороны, образования, охраны окружающей среды. Эти документы предусматривают, в частности, реализацию конкретных проектов в области автомобилестроения и обмена студентами.

«Отдавая себе отчёт в том, что Германия несёт ответственность за трагедию еврейского народа, правительство ФРГ хочет подчеркнуть свое стремление в построении совместного будущего», — заявила Ангела Меркель.

«Помнить прошлое, но смотреть вперед», — второй раз я использую этот заголовок. В первый раз я озаглавил так большую статью-размышление, которую опубликовал очень давно, в феврале 1997 года. Позволю себе процитировать ее начало: «Disney World, Epcot. У павильона Германии «альпийское трио» бодро наигрывает традиционные немецкие мелодии. Хорошо играют, захватывающе. А у меня какое-то нехорошее к ним чувство. Им лет по 30, к Холокосту непричастны, а все равно неприятно мне здесь, ухожу. Ибо со мной всегда мои родные, убитые в Минском гетто. Не этими тремя, но, возможно, их отцами или дедами… Чувства не всегда подвластны доводам разума»… Далее в той статье я дал волю именно доводам разума, которые вполне потом подтвердились и пополнились. Кстати, коснулся я в той статье не только Германии и не только немцев, а заключил размышления так: «Возвращаясь мысленно к парням, выступавшим у павильона Германии, я уже сожалею, что ушел от них. Наверно, не надо было поддаваться эмоциям».

Германия преобразилась. В позитивном смысле, наверно, больше, чем другие страны. Вот информация из свежего номера издающейся в Германии «Еврейской газеты»: «В феврале этого года Фонд им. Конрада Аденауэра провел в Шверине семинар с докладами о 60-летии Израиля. Философское общество в Нюрнберге провело диспут о предрассудках, на которых антисемиты строят свои обвинения. На апрель и май в синематеках и музеях Берлина, Франкфурта-на-Майне, Гамбурга, Мюнхена намечены ретроспективы израильских фильмов. В театре в Ульме — фестиваль, посвященный литературе, театру и кино Израиля. А на 8 мая намечены праздничные мероприятия, концерты, вечера. Не только в еврейских общинах, но и в различных коммунальных, христианских и других общественных организациях Германии. «Трудно себе представить более теплые отношения двух стран», — заключает германская «Еврейская газета».

Визит Ангелы Меркель с министрами и членами парламента Германии в Израиль многие СМИ уже назвали историческим. Речи канцлера Германии израильский кнессет аплодировал стоя. И от этого государственного визита, наверно, можно ожидать самых благоприятных последствий. Только бы свои дураки (на которых евреи, как и все другие народы мира, конечно же, тоже имеют право) не мешали.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора