Помощь от врага

Если сразу три высокопоставленных израильских политика, один из которых глава правительства, говорят о мире с Сирией, то это наводит на серьезные мысли. Эхуд Ольмерт сделал такое заявление на пресс-конференции в Иерусалиме, а министр инфраструктуры Биньямин Бен-Элиэзер — в интервью Израильскому радио. Причем Бен-Элиэзер откровенно признался, что речь идет о передаче Голанских высот, но «мирный договор с Сирией стоит этой жертвы».

Министр обороны Эхуд Барак на брифинге дипломатов партии «Авода», который прошел в пятницу в Тель-Авиве, подтвердил, что «в конце концов, Израиль встретится с Сирией или на поле боя или за столом переговоров».

Такие намерения были выказаны израильскими политиками накануне саммита ЛАГ, который в субботу открылся в Дамаске. Скандалы вокруг этой встречи продемонстрировали не только раскол арабского мира на два лагеря, но и двусмысленное положение Сирии. Ведущие страны ЛАГ Саудовская Аравия и Египет снизили уровень своего участия в саммите, а Ливан решил его просто бойкотировать. Официальный повод для такой обструкции – вмешательство Дамаска в ливанскую политику. Но у арабских стран есть и другие причины относиться к Сирии с недоверием. Это союз с Ираном, поддержка шиитской «Хизбаллы» и откровенно антиамериканская позиция (как известно, Саудовская Аравия и Египет считаются главными после Израиля союзниками США в ближневосточном регионе).

Со стороны Израиля было бы логично выбрать для примирения с Сирией именно такой момент, не слишком благоприятный для этой страны. И использовать ситуацию себе на благо, то есть попытаться добиться мирного договора, не жертвуя Голанами. Убедительно объяснить партнеру (уж коли мы готовы вступить в партнерские отношения), что мирное соглашение с еврейским государством – единственный для него способ исправить свой имидж в глазах международного сообщества и избавить себя от суровых санкций. А также, что Израилю мир с Сирией не так уж и нужен, можно сказать, не нужен вообще, поскольку заранее ясно, что обещания Дамаска не помогать «Хизбалле» не стоят выеденного яйца. Что касается перспектив войны, то Сирия вряд ли нападет на Израиль и без всякого договора, и не потому что стремится к миру, а потому что боится проиграть.

При таком раскладе еврейское государство еще делает одолжение, идя на диалог с правительством Башара Асада. Какой же может быть разговор о Голанах?!

Но чтобы донести до сирийских руководителей эту здравую мысль, ее вначале должны усвоить израильские политики, а здравые мысли у нас плохо приживаются. И похоже, Израиль действительно заплатит Голанами за мир, который гораздо больше нужен Сирии.

Надежда, как всегда, на наших противников, которые в самые драматические минуты истории проявляют спасительную несговорчивость. В этом смысле на удивление проницательно звучат слова египетского министра иностранных дел Абула Гейта о том, что замораживание или отмена арабской мирной инициативы станет подарком для Израиля, поскольку позволит ему отказаться от выполнения своих обязательств.

Правда, министр ошибся в одном: Израиль не брал на себя никаких обязательств в отношении так называемой арабской инициативы. Напомним, что речь идет о предложениях, выдвинутых Саудовской Аравией в 2002 году: мир со всеми арабскими странами в обмен на возвращение Израиля к границам 1967 года, создание палестинского государства со столицей в Иерусалиме и решение вопроса палестинских беженцев. Эта инициатива была отвергнута израильским правительством, но до сих пор остается программным документом ЛАГ. В проекте заявления, который предстоит принять участникам нынешнего саммита, говорится о приверженности арабских стран мирной инициативе 2002 года.

Но накануне встречи в Дамаске министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муалем дал понять, что Дамаск может отказаться от поддержки саудовской инициативы и пойти на сепаратные переговоры с Израилем. Иными словами, Сирия готова была бросить вызов арабскому единству ради перспективы получить Голанские высоты.

К слову, уже через два дня тот же Маулем обрушился на «агрессивную политику Израиля». А президент Асад на открытии саммита заявил, что «мир придет только после того, как Израиль уйдет с оккупированных арабских земель». Он выразил поддержку арабской инициативе, подчеркнув, что «Израиль не хочет мира, поскольку продолжает военные операции и расширяет поселения».

Если бы словам арабских лидеров можно было верить, то слова, сказанные Асадом и Муалемом, означали бы, что Израилю дается шанс сохранить Голаны и избавиться от унизительного и ненужного диалога с Сирией. Но то было бы слишком простое решение проблемы. Нельзя забывать, что эти гневные заявления были сделаны на форуме представителей арабских государств, перед которыми Сирия старается реабилитироваться. Но в израильско-сирийских отношениях есть еще одна заинтересованная сторона – Запад, а для него заключенный договор станет жирной «галочкой» в продвижении мирного процесса. За эту «галочку» Сирии простится столь многое, что европейские и американские спонсоры сами убедят лидеров Саудовской Аравии и Египта протянуть руку дружбы опальному Дамаску.

Голаны и международное признание – два замечательных подарка, от которых Сирия вряд ли откажется. А потому можно ожидать, что в самом ближайшем будущем сирийские руководители сменят гнев на милость и согласятся на переговоры с «сионистским агрессором».

Рассчитывать можно лишь на то, что Бог помутит разум Асада, и тогда помощь Израилю вновь придет от врага, от его немотивированной и непрактичной ненависти. Ибо надеяться на то, что сохранить Голаны поможет дальновидность наших собственных политиков, увы, нереально.

Mignews

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора