Лестница в небо

«В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению, кажется, по сравнению с ней, абсолютно ничтожной… Чем больше знаний о мире дает нам наука, тем явственнее вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной».

Альберт Эйнштейн

Почему число 10 играет столь важную роль в нашей жизни?

На первый взгляд, причиной всему десять пальцев человека, которые определили десятичную систему исчисления. Не посягая на эту азбучную истину, заметим, что все явления нашего материального мира являются отражениями более высоких материй мира духовного. Ибо, как сказали наши мудрецы, все, что на небесах, то и на земле. Даже поверхностно знакомый с Торой человек, наверное, обращал внимание на то, что мир был сотворен десятью сказаниями, Египет наказан десятью казнями, а евреи получили десять заповедей у горы Синай. Почему именно десять? Да и есть ли какая-то внутренняя связь между сказаниями, казнями и заповедями? Давайте по-новому посмотрим на известную всем историю Исхода евреев из Египта. Почему Всевышний послал Моисея к Фараону с просьбой: «Опусти народ Мой!» Фараон заупрямился, и Всевышний послал на Египет первую казнь. Это не убедило тирана. Тогда Всевышний послал вторую казнь. И этого оказалось недостаточно. Тогда была послана третья казнь. И так десять раз. До тех пор, пока, наконец, на Египет обрушилась казнь первенцев, которая сломила упрямство Фараона. В чем смысл этой истории? Неужели Всемогущий не мог быстрее добиться победы над земным царем? Зачем же Всевышний обрушил на Египет десять казней, ведь Он мог, без сомнения, преодолеть упрямство Фараона и одной казнью? Подобный вопрос мы находим в 5-й главе трактата Талмуда «Поучения отцов».

Десятью сказаниями был сотворен мир. Чему это нас учит? Ведь он мог быть создан и одним сказанием! Для того чтобы наказать негодяев, которые разрушают мир, созданный десятью сказаниями, и наградить праведников, которые поддерживают существование мира, созданного десятью сказаниями.

На первый взгляд кажется: тот факт, что мир сотворен десятью сказаниями, подчеркивает ценность этого мира в глазах Творца. Потому разрушающий или поддерживающий этот ценный мир заслуживает наказания или награды. Однако если вся причина этой ценности мира заключается в том, что десять больше, чем один, то тогда сто больше, чем десять! Почему бы Всевышнему не сотворить мир миллионом сказаний?

Хлеб стыда

Вся причина, по которой человека можно наказать или наградить за его поступок, связана с тем, что он обладает свободой выбора между добром и злом. Мудрецы учат нас, что Всевышний сотворил мир для того, чтобы наградить свои творения наслаждением. Если так, то почему Всевышний не дает каждому из нас «на блюдечке с голубой каемочкой» все то, о чем мы могли бы только мечтать? Почему не посылает как небесный дар каждому человеку то, чего он хочет? Потому что незаслуженный дар унижает достоинство человека! Талмуд приводит пример, как голодный бедняк зашел в дом к богатому человеку. Увидев голодного бедняка, богач бросил ему кусок хлеба со своего стола. Бедняк взял хлеб, но не мог поднять глаз из-за стыда. С тех пор термин «хлеб стыда» используется в талмудической литературе для описания дара, унижающего достоинство человека.

Еврейский закон учит нас, что высшей степенью милосердия является не милостыня, какой бы большой она ни была, а помощь в возможности заработка, поиске работы, открытии бизнеса. Это не только связано с тем, что милостыню дают однажды, а работа кормит человека всю жизнь. Представьте себе, что вы можете давать человеку одни и те же деньги в течение его жизни. Что он выберет, подачку или заработанный свой хлеб? Думаю, что подачка унижает человека, а заработанный хлеб сладок. Именно потому Всевышний и сотворил этот мир таким образом, чтобы дать возможность каждому из нас преодолеть испытания и, свободно выбирая между добром и злом, заслужить награду (или, не дай Б-г, наказание).

Само слово «ОЛАМ» на иврите «мир» можно перевести как «тайна» или «загадка» (таалума — тайна, нээлам — неизвестное). Мы пришли в этот мир, чтобы открыть его тайну, найти свое место и свою миссию. Великий раввин прошлого столетия Хазон Иш начинает свою книгу «Вера и Упование» со следующих слов:

«Вера — это тончайшее качество человеческой души. Если человек обладает нежной и чувствительной душой, и…глаз его любуется зрелищем выси небес и бездны земли, тогда он потрясен и взволнован, ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна (мир и тайна — это игра слов, обладающих одним корнем — Л.К.). Тайна эта окутывает его сердце и мозг… Лишь к тайне той устремлены все помыслы его, душа стремится разгадать ее, и он готов идти в огонь и в воду… Ибо что ему вся жизнь, если она со всем своим очарованием совершенно ускользает от него, и душа его, кружа в печали, жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать. Но заперты ворота…». 

Свободу Фараону!

Всевышний хотел, чтобы Фараон не только отпустил евреев, но и чтобы он открыл для себя свет. Каждая казнь была не столько наказанием Фараону, сколько уроком веры, возможностью открыть глаза и, посмотрев на явления этого мира, открыть для себя ту великую тайну, ради которой Фараон и пришел в этот мир.

Если бы Всевышний сразу обрушил на Фараона десятую казнь, то Он лишил бы его всех предыдущих возможностей признать истину и отпустить евреев не от страха перед наказанием. Именно потому Всевышний «отяжелял сердце Фараона», стремясь уравновесить страх перед наказанием упрямым бесстрашием, которое позволяло ему свободно решать для себя, как поступать.

И если десять сказаний — это десять завес Б-жественного света, то десять казней — это десять откровений, позволяющих человеку открыть сокрытый от него свет. Создавая мир, Всевышний творил его сверху вниз, с неба на землю, потому десять сказаний начинаются словами: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю». Это указывает на начало и источник творения. Сказание проявилось в десятой казни первенцев, которой наказывается тот, кто не понял первичности духа и роли еврейского народа в истории как «первенца Всевышнего». Пытаясь поднять упрямого Фараона с земли, Всевышний послал ему десять казней, которые явились «лестницей в небо» — «перевернутыми десятью сказаниями».

Открываясь евреям у горы Синай, Всевышний вернулся к прямому порядку сказания, начиная с первой заповеди: «Я — Всевышний».

Второе сказание: «Да будет свет!» — соответствует девятой казни «тьмы», которой наказываются те, кто борется со светом. А в момент синайского откровения прозвучала вторая заповедь о духовной тьме: «Не будет у тебя других богов!»

Последнее, десятое сказание о творении человека соответствует первой казни, когда воды Нила превратились в кровь. Так были наказаны те, кто топил еврейских детей, вместо того чтобы, уподобляясь Всевышнему, давать жизнь.

Художник Алекс ЛЕВИН

ArtLevin.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Лестница в небо

  1. Когда иудей толкует Писание, он по какому-то чуду не видит в упор очевидный смысл (несмотря на все подсказки текста), а пускается в какие-то выдуманные, вычурные рассуждения с претензией на связь с некой мистикой.
    Вот и тут, оказывается, Всевышний казней сделал не один, а десять, чтоб:
    //Всевышний хотел, чтобы Фараон не только отпустил евреев, но и чтобы он открыл для себя свет. Каждая казнь была не столько наказанием Фараону, сколько уроком веры, возможностью открыть глаза и, посмотрев на явления этого мира, открыть для себя ту великую тайну, ради которой Фараон и пришел в этот мир.//
    А как насчет того очевидного объяснения, что Всевышний специально ожесточал сердце фаро (это подчеркивается библейским текстом), чтоб казней было больше и еврейская община видела больше доказательств могущественности Бога Моисея и Его превосходства над египетскими богами?
    Ведь чтоб сорваться с насиженных мест и следовать за неизвестно откуда появившимся человеком в неизвестность пустыни, надо было убедиться, что этого человека поддерживает какой-то сверхмогущественный бог и можно довериться ему. И таких доказательств должно было не одно, а множество. К тому же, будучи поселенными Иосифом в самый плодородный район Египта, евреи в этой обильной стране жили не так уж плохо. Впоследствии, в пустыне вспоминали, что в Египте «каждый день ели мясо», что редко кому из земледельцев было доступно в древнем мире. И чтоб добровольно покинуть такое место, должны были быть сверхубедительные оснавания.
    К тому же, обрушая казни на египтян, Всевышний, возможно, устрашал и евреев, показывая, что будет с ними, если не послушаются Моисею и не пойдут за ним. Ведь со сверхмогущественной Силой шутки плохи и Моисей сам неоднократно испытывал это на себе…
    И причем тут приобщение фараона к свету и к тайне мира? Тем более, что скоро он был утоплен.

Обсуждение закрыто.