В минувшее воскресенье, 2 марта, ЦАХАЛ завершил операцию «Жаркая зима» в секторе Газы. За комментариями по поводу событий в Газе и на границе с сектором корреспондент «Курсора» обратился к бывшему командующему сухопутными войсками ЦАХАЛа генерал-майору запаса Ифтаху Рон-Талю.
— Господин Рон-Таль, как вы оцениваете завершившуюся операцию ЦАХАЛа в Газе?
— Зависит от того, какие цели стояли перед армией. Если все к чему мы стремились это кратковременное затишье, то возможно операция была эффективной. Если же речь шла о более глобальном решении проблемы сектора Газы, то эта операция была совершенно бесполезной, так как не сделаны даже самые первые шаги в нужном направлении.
— Какие действия вы считали бы нужным предпринять?
— В первую очередь, Израиль должен перестать обороняться и перейти в наступление. Дело в том, что сегодня вся политическая и военная концепция построена на оборонительном подходе. Даже дискуссии в правительстве и военно-политическом кабинете рассматривают проблему с точки зрения защиты Сдерота и Ашкелона от обстрелов, а не в плане достижения стратегических целей. А Израиль должен взять инициативу в свои руки.
Это означает, на первом этапе крупномасштабную сухопутную операцию в секторе Газы и возвращение сектора под контроль Израиля. Это само по себе улучшит стратегическое положение ЦАХАЛа, обеспечит более точные разведданные, и предоставит контроль над основными территориями, откуда идет обстрел Израиля.
Затем необходимо усилить удары по главарям террористических организаций, что делается сегодня крайне выборочно и осторожно из-за той же оборонительной концепции. Причем, когда я говорю об уничтожении главарей террора, то не разделяю между так называемым «военным» и «политическим» крылом ХАМАСа.
А на третьем этапе следует добиваться полной ликвидации инфраструктур террора, которые сегодня беспрепятственно создаются в Газе.
Мне кажется, что сегодня в Израиле еще не понимают простого факта – мы имеем дело с террористическим образованием государственного типа. Это уже не группировка, и даже не организация. Это террористическое государство, которому нужно соответственно противостоять.
Реализация моего плана потребует времени, однако чем позже мы к ней приступим, тем большую цену заплатим.
— Вы по сути дела предлагаете вновь оккупировать сектор Газы на длительный срок. Какие политические и международные последствия могут быть у такого шага?
— Я предлагаю посмотреть на ситуацию под другим углом. Давайте представим, что какой-нибудь населенный пункт США подвергается одной сотой части тех обстрелов, которые обрушились на Ашкелон и Сдерот. Как вы думаете, какой была бы реакция Джорджа Буша? Ответ очевиден – вряд ли американцы стали бы мириться семь лет с такой ситуацией.
Я понимаю, что мы не США и поэтому наши возможности сильно ограничены. Однако любое государство обязано предпринимать шаги для обеспечения безопасности собственных граждан.
— Сегодня бывший глава Общей службы безопасности (ШАБАК) Ами Аялон предложил начать переговоры с ХАМАСом, чтобы добиться прекращения огня. Как Вы относитесь к этому предложению?
— Мы живем на Ближнем Востоке. Здесь уважают сильных и презирают слабых. К сожалению, в последнее время мы слишком часто выглядим слабыми, и к нам относятся соответственно. Так же ХАМАС рассматривает и инициативу Ами Аялона.
Порядок действий должен быть обратным – если мы будем сильными и продемонстрируем свою силу арабскому миру, то наши противники сами проявят активную заинтересованность в переговорах. Сегодня, когда мы слабы, нам диктуют условия, и мы соглашаемся с этим.
— Одновременно с событиями в Газе продолжаются переговоры между Израилем и Абу-Мазеном. Как вы оцениваете перспективы этого диалога?
— К сожалению, мне кажется, что нам нечего ждать от Абу-Мазена. Даже если бы он хотел утвердить свою власть в автономии и положить конец террору, у него нет на это сил. Более того, противники Абу-Мазена уже подготовили планы по захвату власти в Иудее и Самарии по сценарию похожему на тот, что мы наблюдали в Газе.
Думаю, что в ближайшем будущем исламисты предпримут попытку военного переворота в ПА. Если Израиль действительно хочет укрепить Абу-Мазена, то он может оказать ему вполне реальную помощь – начать войну с террористами в Газе. Если боевики потеряют свободу маневра, будут вынуждены скрываться, превратятся в «теней» у них не будет возможности ни обстреливать Израиль, ни готовить захват власти в Иудее и Самарии. К сожалению, на данный момент все что мы делаем только усиливает ХАМАС.
Курсор
Опубликовал: