БАГАЦ во вторник утвердил сделку со следствием по делу бывшего президента Моше Кацава, согласно которой с него были сняты все обвинения в изнасиловании.
Коллегия судей Верховного суда в составе пяти человек под председательством президента Верховного суда Доррит Бейниш рассмотрела шесть апелляций против сделки и отклонила их. Таким образом, тюремное заключение Моше Кацаву не грозит.
Согласно мнению большинства, несмотря на все возражения, апелляции против решения юридического советника правительства следует отклонить, потому что у суда нет достаточных оснований для вмешательства в решение Мени Мазуза. Как отметили судьи Прокача и Грунис, решение Мазуза о принятии сделки со следствием было обоснованным и основывалось на свидетельских показаниях.
Мнение меньшинства выразили Доррит Бейниш и Эдмунд Леви, призвавшие к отмене сделки. Они также предложили юридическому советнику правительства пересмотреть решение о снятии с Кацава обвинения в изнасиловании А. из министерства туризма, а также обвинения в отношении другой сотрудницы, Л., которую Кацав целовал в шею. Бейниш и Леви считают, что сделка со следствием полностью противоречит общественному интересу, и поэтому необходимо вмешательство суда.
Юридический советник правительства Мения Мазузу полностью освободил свой день, чтобы посвятить его консультациям с руководящими сотрудниками Минюста, если возникнет необходимость давать обоснованный ответ на запросы суда.
Решение Мени Мазуза, принятое в июне 2007 года, о заключении сделки со следствием и снятием с президента Кацава двух обвинений в изнасиловании, фигурировавших в проекте обвинительного заключения, вызвало волну протестов и поток апелляций. Мазуз снял также два обвинения в неприличном поведении и обвинение в «романтической связи» с подчиненной.
В окончательном варианте фигурировали только несущественные правонарушения – случай неприличного поведения и случай сексуального домогательства. Тут Кацаву может грозить условное заключение или исправительные работы, но никак не тюрьма.
Мазуз пошел на сделку со следствием, когда адвокаты Моше Кацава во время слушания убедили его, что показания главной истицы, А. из резиденции президента, рассыплются на суде. Адвокаты Кацава представили новое свидетельство, которое и склонило мнение Мазуза в их пользу.
В конце концов, все обвинения, связанные с А. из резиденции президента, были сняты. В сделке со следствием Кацав обвиняется только в том, что он гладил, целовал в губы и обнимал другую истицу, А. из министерства туризма. Его также обвинят в том, что он обнимал и целовал в шею истицу Л. Из резиденции президента. Кацав признался в этих действиях, но настаивал, что это были всего лишь жесты дружеского расположения, никакие не сексуальные домогательства.
Следователи установили, что А. из резиденции президента давала противоречивые показания, а после заключения сделки со следствием стала публично рассказывать о характере ее взаимоотношений с Моше Кацавом, причем, сообщала такие детали, которые не сочла нужным рассказать следователям, что вызвало серьезные подозрения в достоверности ее показаний вообще.
Насколько известно редакции, сотрудницы министерства туризма, работавшие в канцелярии Кацава, держали двери открытыми, но от нескромного поведения до сексуальных домогательств и изнасилования все-таки дистанция огромного размера.
Президент Верховного суда Доррит Бейниш в свое время крайне неодобрительно отнеслась к решению Мени Мазуза и даже возмутилась, что в окончательном проекте обвинения «вообще нет ничего сексуального».
Она сказала, что «когда прокуратура заключает сделку со следствием, принято, чтобы ключевые факты сохранялись. Но в этом случае окончательное обвинение не включает даже случаи, когда Кацав касался интимных мест истицы, а упоминается, что он только трогал колени».
В свое время президент Верховного суда Меир Шамгар, предшественник Аарона Барака, постановил, что в случае высокопоставленных государственных и общественно-политических деятелей заключение сделки со следствием нежелательно, так как в обществе может сложиться впечатление, что в Израиле не все равны перед законом.
Следует отметить еще одну особенность израильского правосудия. Сделка со следствием подразумевает заключение сделки между следствием, прокуратурой и обвиняемым. Истцы в этом процессе не участвуют, и их только ставят в известность о принятом решении.
Если в случае с Кацавом, когда существуют серьезные подозрения, что все дело было раздуто по чисто политическим соображениям, это не столь существенно, то заключение сделки со следствием в случае доказанного убийства или жестокого изнасилования подрывает доверие к системе правосудия.
Высокопоставленные сотрудник Миюста сказал, что решение Мазуза и постановление БАГАЦа касаются одного из самых деликатных дел за последнее время, и это решение имеет прецедентное значение. Вместе с тем, он отклонил предположение о том, что отмена БАГАЦем сделки со следствием привела бы к немедленной отставке Моше Кацава.
Сторонники Кацава сказали, что он встретится со своими адвокатами и советниками по работе с прессой, чтобы взвесить свои дальнейшие шаги.
Обращает на себя внимание тот факт, что кампания против Моше Кацава велась до того момента, когда стало ясно, что бесспорным лидером президентской гонки будет Шимон Перес. После скандала с Кацавом стали раздаваться голоса о необходимости вернуть былой престиж институту президентства, и сделать это может только Шимон Перес. Депутаты один раз допустили ошибку, забаллотировав его, но второй раз это не должно повториться. После избрания Шимона Переса на должность президента интерес к Моше Кацаву немедленно иссяк.
Нельзя не отметить и тот факт, что муссирование пикантных подробностей дела Кацава нанесло ущерб международному имиджу Израиля.
Седьмой канал
Опубликовал: