В 1993 году профессор Чикагского университета Джон Миршаймер опубликовал статью, в которой предсказывал, что если Украина расстанется со своим ядерным арсеналом, то она, скорее всего, сделается объектом российский агрессии.
Эту точку зрения разделяли в тот момент немногие, в том числе автор этих строк. Ее не разделяло тогдашнее руководство Украины, на которое давили страны Запада, считавшие, что чем меньше ядерных стран на планете, тем им лучше.
После развала СССР у Украины осталась примерно треть советского ядерного оружия в количестве около 3 тысяч боезарядов. Путин в данный момент насилует страну, которая еще сравнительно недавно была третьей ядерной державой планеты. На территории Украины дислоцировалось 130 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) УР-100Н с шестью боеголовками каждая, 46 МБР РТ-23 «Молодец» с десятью боеголовками каждая, и 33 тяжелых бомбардировщика примерно с 1700 боезарядами. В 1994 году Украина согласилась уничтожить все это добро и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. В 2016 году журнал World Affairs напечатал результаты исследования, авторы которого доказывали, что, отказавшись от ЯО, Украина не совершила «глупый промах», как уверяли некоторые, а поступила вполне разумно. Среди всего прочего, если бы она дерзнула перечить Западу и оставила часть боезарядов себе, то Запад мог наказать ее санкциями и даже лишить дипломатического признания. Ответные меры могла бы принять и Россия.
Когда бы срок годности боезарядов неминуемо закончился, Украине было бы сложно их заменить. К тому же Запад обещал ей деньги за разоружение, а главное — гарантии безопасности, в том числе от России. Ну как тут было отказать? 5 декабря Украина подписала с США, Великобританией и Россией так называемый Будапештский меморандум, в котором те обязывались «уважать ее независимость, суверенитет и существующие границы».
Ее партнеры торжественно обещали «воздерживаться от угроз территориальной целостности или политической независимости Украины» и обязывались никогда не применять против нее оружие, кроме как для самозащиты. Более того, они подряжались защищать ее, если она сделается объектом ядерной атаки. За такое, что называется, любая даст. И вот Украина рассталась и с 19-й ракетной дивизией, стоявшей в Раково Хмельницкой области, и с 43-й гвардейской ракетной дивизией (Луцк Волынской обл.), и 46-й ракетной дивизией (Первомайск Николаевской обл.), и т. д. Чтобы увидеть последствия этого расточительства, достаточно включить ящик.
На той неделе в «Уолл-стрит джорнэл» появилась статья Джона Аллиота и Томаса Гранта «Урок Будапешта? — Держитесь за свое ядерное оружие!». Авторы приводят цитаты из меморандума, которые привел выше я, и продолжают: «После этого в 2014 году Россия захватила Крым, который бесспорно был украинским. Естественно, украинцы задались вопросом: не подложили ли они себе свинью, отказавшись 20 годами раньше от своего средства ядерного сдерживания. Сегодня, когда Россия намеревается поработить целую страну, этот вопрос снова на уме у украинцев. Многие страны, особенно злонамеренные, которые наблюдают за выходками России, неизбежно начнут пытаться обзавестись своим собственным ядерным оружием. Владимир Путин демонстрирует, что это оружие развязывает агрессору руки для нападения, и, что, не имея его, мирная страна оказывается на милости агрессора».
До настоящего момента, продолжают авторы, к перспективам ядерного нераспространения можно было относиться со сдержанным оптимизмом. ЮАР разработала собственную атомную бомбу и создала небольшой запас ядерных боеприпасов, но добровольно избавилась от ядерного арсенала, когда взяла курс на отмену апартеида. С 1960-х по 1980-е годы Бразилия и Аргентина участвовали во все убыстряющейся гонке вооружений к созданию своего оружия массового уничтожения, но, в конце концов, обе согласились остановиться. Ливия прекратила попытки обзавестись им в начале 2000-х, когда стало очевидно, что опасность продолжения этой работы угрожает ее безопасности гораздо больше, чем ее укрепляет. Попытки создания ядерного оружия в Сирии и Ираке были пресечены вмешательством извне.
С 1945 года и до 24 февраля лишь две страны подвергались такому нападению, жертвой какого сделалась сегодня Украина, — атаке, ставящей целью полное уничтожение национального суверенитета. Кувейт был спасен вмешательством извне, когда Ирак подвергся нападению международной коалиции под водительством американцев. Израиль много раз спасал себя сам.
«Украина ведет сегодня битву за существование», — пишут авторы, один из которых был советником президента США и пресс-секретарем Совета нацбезопасности, а другой — старшим советником госдепа по стратегическому планированию. Путин неоднократно заявлял, что Украина — не государство, и настаивал, чтобы она капитулировала на таких условиях, принятие которых превратит ее в придаток его режима. Когда у него не вышло проглотить ее в один присест, он начал пугать мир термоядом.
Чем бы ни кончилась нынешняя битва за Украину, русское вторжение послужит наглядным уроком для всех стран с нереализованными ядерными амбициями: если вы забросите свою ядерную программу на полдороге и доверите свою безопасность официальным гарантиям и неядерному сдерживанию, вы поставите на карту свое будущее.