Яаков счастлив: его сын Йосеф жив. Он отправляется на встречу с сыном. «И отправился Израиль со всем, что у него, и пришел в Беэр-Шеву, и принес жертвы Б-гу своего отца Ицхака. И говорил Б-г Израилю в ночных видениях… не бойся сойти в Египет… Я сойду с тобою в Египет, и Я выведу тебя обратно» (Берешит, 1-4).
Как мы видим, несмотря на радость предстоящей встречи, Яаков встревожен. Иначе зачем бы Всевышний стал его успокаивать и уговаривать не бояться? Чего же Яаков боится? Он боится жизни в Египте. Яаков знал, что его потомков ждет изгнание — галут. Но не предполагал, что местом изгнания окажется Египет. И теперь он боится духовной опасности, грозящей евреям в Египте, смешения с египтянами, ассимиляции.
Но ведь и до сих пор семья Яакова жила в окружении народов, занимавшихся идолопоклонством? Чем Египет опаснее Ханаана? Во-первых, Ханаан — это Эрец Исраэль, родная земля, во-вторых, Ханаан далеко не так развит, как Египет, и далеко не так развращен. Египет тех времен (в разные времена разные страны концентрируют в себе наибольшую духовную опасность) — центр мировой культуры, богатства, роскоши, идолопоклонства, разврата, чародейства и колдовства. И сюда — по воле Всевышнего — должен идти Яаков.
Йосефу, так же, как Яакову, понятно, чем опасен Египет. Недаром он заранее, когда братья еще только отправляются за отцом, объясняет, что поселиться им следует в земле Гошен, а он будет кормить их все пять лет, что еще продолжится голод.
Когда Яаков прибывает в Египет, Йосеф договаривается с ним и с братьями, что он представит своих родных Фараону как скотоводов и что они скажут о себе Фараону то же самое, т. е. что они и их отцы испокон веку пасли овец. Поскольку египтяне поклоняются животным, им противно всякое занятие скотоводством. И Яаков с семьей сможет поселиться отдельно в Гошене, ибо земли там пастбищные.
Отправляясь к Фараону с предварительным визитом, Йосеф берет с собою пятерых братьев, о чем сказано: «И из братьев своих взял он пять человек» (47:2), буквально же: «и с края братьев своих» — из тех, кто послабее, кто не выглядел могучим. Йосеф понимал, что, если Фараон увидит в его братьях могучих воинов или умных управителей (чего он, естественно, ждет от братьев блистательного Йосефа), он возьмет их к себе на службу, приблизит к себе. А это именно то, чего надо избежать. И Яаков, и все его сыновья понимают это, и снова, и снова повторяют Фараону, что все, что они знают и умеют, — это скотоводство.
Братья постарались сделать все, чтобы оказаться как можно дальше от царского двора. У Йосефа выбора не было, он должен был оставаться на своем посту ради безопасности братьев. Он проявил необыкновенную стойкость и не сошел с пути отцов (говорят, что, когда Йосеф открылся братьям, он назвал тему Торы, которую последней изучал с отцом, и просил от его имени напомнить это отцу).
Когда Б-г направляет человека в какое-то место или ситуацию, Он дает человеку силы справиться с задачей. По собственному желанию, по собственной инициативе человек не должен вступать в ситуации, требующие от него особых духовных усилий. Это опасно.
С дороги Яаков посылает Иеhуду «перед собою к Йосефу, чтобы указывать (путь) пред ним в Гошен» (Берешит, 46:28). Этот стих можно понимать просто: от Иеhуды требуется, чтобы он узнал дорогу в Гошен, подготовил там место для отца и потом проводил его. Но Берешит раба отмечает и другое значение глагола леорот — указывать: основать учебный дом, где Яаков будет заниматься ораа — обучать учеников, сидящих перед ним. Изучение Торы — всегда залог духовной сохранности евреев.
Так Йосеф и Яаков закладывали основы духовного существования евреев в Египте.
Глава подробно рассказывает, как в течение голодных лет Йосеф организовал продажу зерна. При этом дважды сказано, что у жрецов Йосеф земли не скупил. Почему это настолько важно, что Тора говорит об этом дважды? Йосеф, несмотря на экономические трудности в стране, сохранил особый имущественный статус жрецов. Зачем? Признавая за жрецами особое положение, Йосеф создавал прецедент, по аналогии с которым особое положение в Египте получило в дальнейшем колено Леви. Когда после смерти Яакова и Йосефа началось порабощение евреев, левиты остались свободными от «общественных работ». Это было очень важное для духовного выживания евреев обстоятельство.
Ну а в целом… В этой жизни встречаются ситуации, когда лучше быть скотоводом в Гошене, чем…
toldot.ru
От редакции:
Уважаемые читатели!
Просим прощения за публикацию в прошлом номере внеочередной недельной главы Торы «Шмот» — вместо «Микец».