Фото: telegraf.com.ua
В середине февраля у православных — Сретенье Господне, и не грех в этот день припомнить занятный казус, имевший место быть в Вифлееме в Базилике Рождества Христова лет эдак десять тому, а то и больше.
Мы как носители американских паспортов, попали в это сакральное для христиан любой конфессии место с группой туристов из России. И на нашу удачу, как раз в день католического Рождества. Израильтянам въезд в Вифлеем был воспрещен с 2005 года, чтобы не волновать почем зря слишком ранимых последователей «религии мира и добра», которые за прошедшие годы изгнали из Вифлеема почти всех своих соплеменников, христиан-арабов (что-то порядка 20 тысяч), издавна селившихся рядом с Базиликой.
Шустрый израильский экскурсовод, пробегая мимо «камня обрезания», мимоходом о нем упомянул и двинул было дальше, но пытливые российские туристы задержали его недоуменными вопросами. Короткий рассказ о том, что Христос, как и все израильские младенцы мужеского пола, был обрезан на 8-й день от рождения, вызвал в группе не просто волнение, а кратковременный шок. Кто-то растерянно и изумленно повторял «так выходит, что он еврей что ли был?», а кто-то подсчитал, что 1 января, т. е. «Новый год» — это и есть день обрезания.
Одна женщина, с которой мы разговорились еще в автобусе по дороге в Вифлеем, учительница из Саратова, не на шутку разволновавшись, громко спросила: а в Сретенье, мол, куда в Сретенье-то его принесли? «Куда, известно куда», — уверенно ответил ей и всем остальным пожилой мужчина. «В Храм. В Храм православный и принесли». Исконный порядок вещей восстановился, и умиротворенные этим туристы потянулись в сторону яслей, куда разодетые в парчу и золото дяденьки только что положили после торжественного проноса через всю Базилику гуттаперчевую дитенку.
Помню, что в этот самый момент я окончательно поняла, почему иудаизм не стал, как изначально было Им задумано, всеобщей мировой религией. Нет в ТАНАХе таких обворожительных сказок — с осликами, волами и спящими под одной рогожкой волхвами с подарочками для младенчика, без которых «детей, женщин и прислугу», к Богу (что бы под этим ни понималось) не привязать. Полюбить единого, всевечного, всесущего, и НЕ воплощенного ни в трех, ни даже в одной зримой ипостаси, а также не имеющего ни сына, ни жены, ни свояченицы Lord of Universe, — на это оказалась способна только та группа людей, которой Самим и приписана эта почетная миссия.
Да, как-то несмешно в итоге получилось. Но вывод однозначный: чем меньше знаешь — тем больше веришь.
Само собой, без «Сретенья» Бродского, кстати, написанного им в год высылки из СССР, тут не обойтись. Две финальные строфы там воистину гениальные:
«… И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась».
Почему древнейшее иудейское законоуложение по «выкупу младенца» в Храме, от которого через 70 лет после того как Мария и Иосиф принесли туда сына-первенца, остался лишь фрагмент западной стены, — почему оно не вдохновило его написать что-либо подобное Сретенью? А между тем, без этого закона, записанного в 18-й главе Книги «Чисел», никакого Сретенья и в помине бы не было. Не говоря о том, что «правило выкупа» первородных младенцев мужского пола восходит к древнейшей истории Исхода евреев из «дома рабства». Как художник может предпочесть копию оригиналу? Нет ответа.