Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, — это пример великих и нравственно чистых личностей.
Альберт Эйнштейн
Человек, страдающий одновременно множеством различных болезней, должен лечить каждую болезнь отдельно. Одного общего лечения нет. В физическом мире это так. Однако существует уникальное средство, способное излечить все духовные болезни, даже если человек совершил множество различных прегрешений. Лекарство, которое излечивает всё, — СЛУШАТЬ СЛОВО АШЕМА. Так увещевал пророк Ирмеяу людей своего поколения: «Слушайте слово Ашема, дом Яакова! Даже если душа ваша отягощена многими различными грехами, СЛУШАЙТЕ — И ВЫ БУДЕТЕ ЖИТЬ!»
Хотя все народы услышали громоподобный треск расступающегося Ям Суф (Тростникового моря) и знали о победе народа Израиля над Амалеком, они, однако, не прислушались к этому предупреждению.
Был только один человек, осознавший смысл этих грандиозных событий. Поняв, что Ашем всемогущ, он сделал вывод, что служить Ашему — его моральный долг. Этим человеком был тесть Моше Итро.
Но у меня вопрос не ко всему человечеству — почему два великих события ничего не изменили в их судьбе. Тут у есть ответ, который я получил от своего учителя: «Ничего не изменили, потому что не поняли. Почему не поняли? Потому что хотели продолжить жить по привычке», которая: «свыше нам дана, замена счастию она».
Вопрос к Итро: Зачем ему нужно было ждать окончания двух событий? Разве рассечения моря недостаточно? Ведь он хотел не жить по привычке, а всё время искал Б-га! Действительно, мудрецы пишут, что из-за рассечения моря он открыл для себя, что Всевышний управляет миром по принципу «мера за меру». Египтяне, которые топили еврейских детей, утонули сами. Правда, Итро переживал из-за гибели египтян и можно было бы предположить, что это помешало ему сразу прийти к еврейству. Но нет, причина иная.
То, что человек открывает для себя Б-га, недостаточно и не обязательно для искреннего перехода в еврейство. Можно соблюдать 7 заповедей детей Ноаха и быть при этом более праведным, чем иной соблюдающий еврей. Так в чём же дело? Узнав о чуде на море, Итро был раздражён пассивностью народа Израиля по отношению к преследовавшим их по пятам египтянам. Зачем надо прыгать в море и убегать, а не вступать в бой?! В душе он упрекал евреев в трусости и неблагодарности Всевышнему. И ему не хотелось к ним присоединяться. Однако увидев мужество, с которым они сражались с амалекитянами, он понял, что пассивность евреев объяснялась благородством их души. Что они сохранили благодарность к египтянам, которые приняли их в тяжёлые времена И, несмотря на тяжёлый галут, предпочли, чтобы Всевышний сам послал им наказание.
Благородство души Итро мы учим на примере совета у фараона. Он был «один, который не стрелял» и пытался с риском для жизни защитить чужой по крови народ. А награда за доброе дело – другое доброе дело. Как утверждает немецкая поговорка: «благородство не в крови, а в характере. Доброе сердце лучше хорошей крови».
Когда Итро услышал из уст Моше подробное описание великих чудес, совершенных Всевышним ради народа Израиля, он сразу претворил в жизнь своё решение перейти в иудаизм. Взяв острый нож, сделал себе обрезание и провозгласил Ашема единственным Повелителем.
В честь Итро произошло особое чудо. Во время первой его трапезы с Моше и Аароном для него выпала дополнительная порция мана. Это чудо показало, что Итро стал частью еврейского народа. А значит, на небесах оценили искренность его мотивов. Не зря же говорят мудрецы, что: «дерех эрец (путь земли) предшествует Торе». Одно из значений этой формулы: только благородный, стремящийся к истине человек может искренне принять Тору. Другим, даже если они решили соблюдать её законы на практике, придётся ещё пройти определённый внутренний путь. Впрочем, внутри еврейского Закона и еврейской общины дорога легче и прямей — ведь СЛОВО ВСЕВЫШНЕГО исцеляет все духовные болезни.