Кто-то высмотрел плод, что неспел,
Потрусили за ствол — он упал…
Вот вам песня о том, кто не спел,
И что голос имел — не узнал…
Владимир Высоцкий
Знаете ли вы о том, что Тора сравнивает человека с деревом?
Мудрецы предприняли много попыток объяснить суть этого сравнения. Кверху стремимся, к небу, в этом дело — гласит одна из версий. Семена сеем, в смысле детей растим — добавляет другая.
Не будем останавливаться на всех вариантах, а сосредоточимся на одном — самом моем любимом.
Для начала позвольте напомнить вам, что земля Израиля, с точки зрения Писания, славится (или, по крайней мере, раньше славилась) пятью плодовыми деревьями. Вообще-то, так называемых «плодов земли» официально семь, но два из них — злаки (пшеница и ячмень), так что их оставим в стороне и сосредоточимся на… Вот их перечень: винограде, инжире, гранате, оливе и финиковой пальме.
О! — восклицают мудрецы: а почему именно эти деревья выбраны Автором Книги книг, и почему они упоминаются именно в таком порядке? Это ведь не может быть случайным, а значит, скрывает в себе какой-то тайный смысл! И тайный смысл обнаружился в толкованиях Каббалы. Вот он.
5 плодовых деревьев — это пять стадий в становлении личности, и, соответственно, 5 плодов — это то, что мы должны вырастить в себе, чтобы состояться в жизни. Первым делом надо позаботиться о винограде, о производном продукте которого — вине — сказано в Талмуде, что без него «нет радости». Вот ее-то, радость, по мнению мудрецов, и символизирует виноград в фруктовом саду нашей души. И поэтому он стоит на первом месте, потому что радость, и только она — фундамент всех остальных возможных достижений любого индивида.
«Великая заповедь быть в радости» — гласит положенная на музыку известная еврейская пословица — парафраз из Торы. И это потому, что депрессивный человек не может реализовать заложенный в него потенциал и, соответственно, дать этому миру то, что мир от него ожидает. Но, допустим, мы уже научились радоваться. Что дальше?
Дальше — инжир. Он же смоковница. Он же фига, как известно. А от последнего названия происходит и знаменитый фиговый листок, так мило прикрывающий мужские и женские интимные места на знаменитых картинах и статуях.
Повинны в появлении в изобразительном искусстве этого элемента Адам и Ева, сшившие себе «опоясания» именно из листьев смоковницы. Но нас в данном случае интересует даже не сам этот способ моделирования одежды, а, опять же, переносный, символический смысл, который придает оному Каббала.
Одежда души (а мы ведь именно о ней сейчас говорим), с точки зрения этого учения, бывает трех видов: мысль, речь и действие.
И так как о человеке судят по одежке, то и о душе, ее уровне и качестве, мы можем судить только по тому, как она проявляется (одевается) в мысли, речи или поступках человека.
И это вторая вещь, над которой ему настойчиво рекомендуется трудиться, чтобы научиться думать лишь о хорошем, говорить всегда и со всеми по-доброму и поступать исключительно по совести.
Последнее, кстати, особенно важно, ибо «не слова — главное, а дела», как сказано в «Поучениях отцов» («Пиркей авот»), а потому (в качестве примера умножения добрых дел) нам дается третье дерево — гранат, в каждом плоде которого, как мы наверняка много раз убеждались, есть множество (несколько сотен) семян.
«Даже злодеи из народа Израиля полны добрых дел, как гранат семенами», — утверждают создатели Талмуда. И мы не будем стараться доказать обратное, а перейдем к четвертому дереву — оливе.
Тут позвольте добавить ложку дегтя в бочку меда, ибо не все в нашей жизни так сладко, как первые три перечисленных плода. Неизбежна в ней и горечь, что, собственно, и символизируют оливки (они же маслины). Тут, как известно, процесс жесткий: чем больше давишь эти плоды, тем больше масла. И этот процесс выжимания символизирует наши горести и страдания. Будь то глобальные потрясения в истории нашего народа или индивидуальные муки — этап горечи, иногда отчаянной горечи, обязателен, и становление личности без оного не полно. Зато уже если олива в нашей душе дозрела до должного уровня, то и награда — то есть последнее, пятое дерево — не замедлит прорасти.
Сказали мудрецы Талмуда, что нет на земле ничего слаще фиников.
Ну, это они погорячились, скованные узами времени, и не знали, что наступит время леденцов на палочке и сливочных тянучек.
Но мы их простим и поверим (в очередной раз), что самое сладкое, созданное природой лакомство, именно финиковая паста, названная, правда, мудрецами, медом.
При этом плодоношения пальмы надо ждать намного дольше, чем плодоношения других деревьев. Но и это тоже и важно, и не случайно (каждое лыко в строку), ибо указывает нам на путь терпения в ожидании награды за прохождение предыдущих четырех этапов.
Но я это все ради другого написала. И вот моя идея (она же изначально озвучена эпиграфом из Высоцкого): важно не тратить время попусту.
Смешно, не правда ли, смешно,
Когда секунд недостаёт, —
Недостающее звено
И недолёт, и недолёт?!
Важно стать радивым садовником и прорастить в себе все это.
Важно постараться сделать все по максимуму и не уйти из жизни, так и «не спев». Ну, вы меня поняли.
Эстер СЕГАЛЬ