— Познакомился и долго общаюсь с человеком из Кемерово, который проникся иудаизмом как внутренней сутью. Он русский, но чувствует себя евреем. Каковы у него возможности пройти гиюр, чтобы приехать домой, поскольку он ощущает Израиль своим домом? Он совершенно искренен. Мне кажется, что я чувствую людей, а с ним мы общаемся напрямую — глаза в глаза. Буду благодарен за направление действий
А., город Афула
— Как неоднократно говорилось в наших ответах на вопросы о гиюре, человек должен обращаться или к одному из раввинов в том городе своего постоянного проживания, или в один из центральных раввинских судов в стране, гражданином которой он является.
Отнестись к выбору, куда в каждом конкретном случае следует обратиться, надо, руководствуясь соображениями здравого смысла. Ведь понятно, что в разных странах и разных городах и ситуации — разные.В некоторых государствах, где хорошо развита традиционная еврейская жизнь и есть постоянно действующие, достаточно большие еврейские общины, бывает несколько раввинских судов. В других — только один. А в большинстве стран с относительно малочисленными еврейскими общинами — может не быть ни одного раввинского суда. Но поскольку еврейская жизнь напрямую и однозначно с государственными границами не связана — человек, живущий в стране, где нет раввинского суда, может обратиться в наиболее близкий и наиболее доступный для него раввинский суд. Например, если возьмем конкретный случай с человеком, который живет в такой большой стране, как Россия (пусть и в маленьком городке) — ему следует знать, что раввинские суды есть в Москве.
А вот, что касается Ваших впечатлений, оценок и предположений — этого, судя по всему, конечно же, явно недостаточно для того, чтобы делать какие-либо серьезные практические выводы. Даже если Вы общаетесь с человеком часто и, как Вы пишете, «глаза в глаза».
Не ставлю под сомнение искренность Вашего знакомого. И все же… С Ваших слов совершенно неясно, что он собой представляет и к чему стремится в действительности. Что означает, к примеру, употребленное Вами выражение — «проникся иудаизмом как внутренней сутью»? Что такое — «внутренняя суть»? Из жизненных наблюдений мне хорошо известно, что зачастую за этими словами скрываются лишь поэтические или философские ощущения и рассуждения. Не более того. Или Вы пишете, что он «чувствует себя евреем». Какой смысл он вкладывает в такое определение своих ощущений? Нередко за этим стоит нечто совершенно иное. К примеру, ему нравятся еврейские анекдоты и т.п. Не понятно также, что на самом деле предполагает использованное Вами выражение, что он «ощущает Израиль как свой дом». Ведь это, в сущности, может подразумевать любое побуждение самого широкого спектра, от абстрактно-романтических чувств до — неудовлетворенности жизнью, допустим, в том же Кемерово.
Отвечал рав Элиягу Эссас