
Сегодня Израиль оказался в окружении врагов… Это проиранские Сирия, «Хизбалла» и ХАМАС, а также связанные с «Аль-Каидой» террористические группировки «Хизбаллы» на юге Ливана и ХАМАСа в полосе Газы, которая худо-бедно величиной с наш федеральный округ Колумбия. Радикальный отросток египетских «Братьев-мусульман», ХАМАС заявил о себе первой интифадой против Израиля в 1987 году. Как и «Хизбалла» в Ливане, ХАМАС взял под контроль социальную помощь бедноте, каковой в Газе можно считать почти все полуторамиллионное население. Два года назад хамасовцы ужаснули мир и перепугали израильтян тем, что вполне ожидаемо победили на выборах и законно пришли к власти над Палестинской автономией. ХАМАС отказался от всяких отношений с Израилем и поддержал идею иранского фюрера Ахмадинеджада, что еврейскому государству не место там, где оно находится.
Со времен Ясера Арафата про палестинцев говорят, что они никогда не упустят возможности упустить возможность. Но, как считает Арно де Борчгрейв, главный редактор газеты Washington Times и агентства новостей UP, палестинцы в этом далеко не одиноки, и администрация Буша вместе с лидерами Израиля упустили несколько возможностей создать умеренное палестинское государство. В марте 2002 года Саудовская Аравия убедила все 22 страны арабского мира согласиться на нормальные дипломатические и экономические отношения с Израилем в обмен на палестинское государство в границах до войны 1967 года. Иерусалим и Вашингтон на это не отозвались, Буш предложил палестинцам свою «Дорожную карту», которой никто не пользовался, а ставка урегулирования ближневосточного кризиса была сделана на Ирак, который мы взялись освободить, цивилизовать и одемократить. Известно, что из этого получилось, и не известно, что получится.
Шанс урегулирования положения в Палестинской автономии Борчгрейв оценивает как «минус ноль». Произошло то, в чем никто из трезвомыслящих политиков не сомневался. Палестинские экстремисты потеснили палестинских прагматиков, поскольку на Ближнем Востоке умеренность еще не в моде, а насилие торжествует. Курс Буша на демократизацию всего человечества в этом регионе потерпел очередное поражение. Оказавшаяся под контролем хамасовцев полоса Газы (а я упорно называю этот кусок земли «полосой» (strip), а не «сектором», как нам заповедала советская власть, сравнивая Газу с поделенным на секторы Берлином), плотно блокирована израильской армией. Израиль взял под контроль снабжение этого региона водой и энергией, но у хамасовцев пока хватает автоматов, гранатометов и боеприпасов, которые они, судя по всему, отняли у милиции ФАТХа. ХАМАСу также досталось оружие, которым Соединенные Штаты снабдили охрану главы Палестинской автономии.
Семь городов на Западном Берегу Иордана, оставшиеся под контролем ФАТХа, никак не могут служить основой переговоров о возращении палестинцам того, что когда-то считалось их территорией. В начале июня ООН опубликовала карту, на которой было показано, что 40 % Западного Берега заселены израильтянами и связаны между собой многочисленными дорогами. При малейших беспорядках со стороны палестинцев их на эти дороги не пускают.
Перед отлетом в Вашингтон на встречу с Бушем и нашими законодателями израильский премьер-министр Ольмерт заявил, что его страна готова передать правительству ФАТХа на Западном Берегу 562 млн. долларов налоговых и таможенных сборов. По мнению Ольмерта, это помогло бы ФАТХу превратить Западный Берег в образец нормального палестинского государства. Но для этого Ольмерту пришлось бы освободить для палестинцев упомянутые территории, а с учетом его низкого рейтинга о таких смелых шагах не может быть и речи. ХАМАС по-прежнему занимает Западный Берег.
Недавние события в Газе ФАТХ назвал военным переворотом и прекратил «любые виды контактов, диалога или встреч с представителями ХАМАСа до тех пор, пока это движение не… вернет ситуацию в нормальное русло». В ответ представитель ХАМАСа заявил, что «поражен» решением ФАТХа, который готов говорить с Израилем, но отказывается от диалога с братьями-палестинцами, которые открыты для братского разговора. 14 июня глава «правительства Западного Берега» Махмуд Аббас объявил в Палестинской автономии чрезвычайное положение и распустил правительство Национального Единства, сформированное с участием ХАМАСа, а 17 июня Аббас привел к присяге новый состав кабинета министров Автономии, куда не вошли представители ХАМАСа.
Экс-президент Джимми Картер заявил, что считает «преступным» нежелание Белого дома признать победу ХАМАСа на выборах в 2006 году, когда ХАМАС одержал вполне демократическую победу, доказав таким образом, что в политическом и военном смыслах является движением более организованным, чем ФАТХ. Картер обвинил администрацию США, а также власти Европейского союза в стремлении разделить палестинцев путем предоставления помощи новому правительству Махмуда Аббаса. Закон неожиданных последствий плодит больше последствий, чем ожидалось.




