– Помогите найти «military camp» – военизированный лагерь для моего сына, – попросил меня недавно один человек. – Больше нет сил его терпеть …
Такие лагеря в Америке действительно есть. Некоторые из них напоминают колонии для несовершеннолетних. В них практикуют жесткую дисциплину. За нарушения подростков наказывают, заставляют отжиматься или лишают постели, предлагая спать на бетонном полу. Правда, не все родители могут позволить себе такую «роскошь» – стоимость пребывания в некоторых лагерях достигает семи тысяч долларов в месяц.
Впрочем, военизированный лагерь – не панацея. Он может уберечь ребенка от немедленной опасности, которую он представляет сам для себя, но может также привести к отчуждению от семьи.
Решая вопрос об отправке в такой лагерь, родитель должен спросить себя, делает ли он это ради интересов детей или своих собственных?
Все родители утверждают, что любят своих детей. Однако люди любят детей по-разному. Одни любят своего ребенка, другие же любят себя в ребенке!
Все гордятся успехами и достижениями своих детей, но настоящая проверка родителей «на прочность» проявляется в том, как они реагируют на их неудачи.
У одних это вызывает горечь и опасения за судьбу детей, у других – чувство гнева и стыда за самих себя. В последнем случае родители могут захотеть выгнать своих детей из дому из-за стыда перед соседями даже во вред самим детям.
– Однажды отец пришел в мою психиатрическую клинику и попросил немедленно госпитализировать своего 17-летнего сына, который был задержан полицией за употребление наркотиков, – рассказывает доктор Авраам Тверский в своей книге «Positive parenting». – Я направил отца в клинику по лечению наркомании, объяснив, что технические детали займут несколько дней. Отец не хотел ждать ни одного дня. Он сказал, что если ему не удастся немедленно положить сына в клинику, то тот будет формально арестован и проведет эти несколько ней в полицейском участке.
– Но ваш сын не нуждается в моей клинике, в то время как арест может заставить его задуматься и изменить свою жизнь, – сказал я.
– Нет, детали ареста могут просочиться в прессу, а я не хочу, чтобы эта история повредила моей репутации, – объяснил отец.
– Я готов выполнить вашу просьбу, но только в случае если вы откровенно скажете сыну: «Все то время, что ты наносил ущерб только себе, я закрывал на это глаза. Но сейчас твое пристрастие к наркотикам может нанести ущерб моей репутации. Поэтому я хочу немедленно госпитализировать тебя»…
Наша недельная глава рассказывает о том, как после смерти сестры Моисея, Мирьям, евреи больше не могли найти источников воды в Синайской пустыне. Тогда евреи «собрались против Моисея и Аарона» и начали ссору с ними: «Для чего вывели вы нас из Египта? Чтобы привести нас в это дурное место… где нет воды для питья?» (Бамидбар 20:1-5).
Всевышний велел Моисею взять посох, собрать евреев и на их глазах говорить со скалой, которая даст им воду. Моисей взял посох, собрал евреев у скалы, сказал им: «Слушайте, бунтари, из скалы ли этой извлечь для вас воду?», – и ударил по скале посохом своим дважды» (Бамидбар 20:9-13).
В чем состояла ошибка Моисея, за которую он был лишен права войти в страну Израиля? Маймонид считает, что тот факт, что Моисей ударил посохом по скале, вместо того, чтобы с ней говорить, явился свидетельством его гнева. Рав Шимшон Рафаэль Гирш задается вопросом, что символизировал этот посох.
«В самом начале истории Исхода Всевышний указал Моисею взять посох для того, чтобы доказать евреям в Египте, что он действительно посланник Всевышнего, – объясняет рав Гирш. – Сорок лет спустя евреи вновь подвергают сомнению Б-жественную миссию Моисея. Не может быть, говорили они, что по воле Всевышнего их привели в это безводное место. «Возьми посох, – сказал тогда Всевышний Моисею, – и покажи им, что ты Мой посланник».
Но когда Моисей осознал, что даже спустя сорок лет он вынужден брать посох, чтобы доказывать подлинность своей миссии, он обратился к народу со словами обиды и упрека, а затем в порыве гнева «поднял руку… и ударил…»
Гнев со стороны Моисея мог означать, что он позволил своей личности выступить вперед. Ему следовало отвести на задний план свою личность, осознав себя посланником Всевышнего.
Он не должен переставать верить в то, что ничто не может остановить его от исполнения воли Всевышнего. Вне зависимости от происходящего он должен стремиться превзойти ангелов, которые используют свою «крылатую» энергию лишь для осуществления своей миссии». Самое трудное из всех испытаний Моисея в том, что он не должен терять терпения».Каждый раз, сталкиваясь со сложностями в воспитании детей, родителям и учителям следует вспоминать о посохе Моисея и о своей миссии. Моисей должен был говорить со скалой, а не бить ее своим посохом. Так же родители и учителя должны не бить, а с любовью говорить со своими детьми, преодолевая отчаяние и гневя, и веря в то, что если из скалы пошла вода, то тем более из их детей, даже если они кажутся неподатливыми, как камень, выйдут чистые воды Торы. Исполняя свою миссию, никогда не теряйте терпения!
Лев Кацин, «Еврейский Мир»