Великобритания ожидает от России полного сотрудничества после того как Андрею Луговому было предъявлено официальное обвинение в убийстве бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, передает Reuters.
Министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет заявила: «Это серьезное преступление. Мы ищем и ожидаем полного сотрудничества от российских властей в передаче злоумышленника британскому правосудию».
Как передает «Эхо Москвы», беглый олигарх Борис Березовский также не преминул прокомментировать действия британской прокуратуры: «Обвинение, предъявленное Андрею Луговому, имеет под собой серьезную базу». Он пояснил, что «нисколько не сомневается в профессионализме полицейских Скотленд-Ярда и прокуратуры». Березовский выразил сожаление, что человек, которого он считал другом, оказался «сегодня в роли подозреваемого».
Березовский заметил, что «предъявление обвинения Луговому по существу означает предъявление обвинения российскому государству, а точнее, лично Путину».
Отметим, что Березовский и сам может быть экстрадирован из Британии. Британские власти начали дополнительное расследование в отношении его в связи с призывами к свержению власти в России, сообщает Guardian. Березовский нарушил законодательство страны, предоставившей ему убежище. Кроме того, призывы к государственному перевороту в России могут быть расценены как нарушение антитеррористических законов. Если до сих пор власти Великобритании отказывались выдавать олигарха, то после скандального дела о гибели Литвиненко, как считают аналитики, ситуация может измениться. К его смерти Березовский имеет отношение, причем в этом единодушны как российские, так и британские следователи.
Между тем, как передает РИА «Новости», Генеральная прокуратура России исключает возможность экстрадиции Лугового. «По Конституции РФ российские граждане не могут быть выданы зарубежным странам для осуществления над ними правосудия, а Луговой является гражданином России», — заявил источник в Генпрокуратуре.
Он отметил, что в последнее время бизнесмен постоянно проживал на территории нашей страны, где проводить следственные действия могут только российские правоохранительные органы.
Ранее, в 2006 году, о невозможности выдачи Лугового говорил генпрокурор Юрий Чайка. Источник отметил, что пока российская сторона не получала запроса от британских коллег об экстрадиции Лугового.
Как сообщалось ранее, Британская Королевская прокуратура Великобритании предъявила официальное обвинение российскому бизнесмену Андрею Луговому в убийстве его бывшего коллеги Александра Литвиненко, передает телеканал Sky News.
В связи с этим власти Лондона должны потребовать экстрадиции Лугового, так как, по английским законам, предъявить обвинение иностранному гражданину, живущему за пределами Британии, а уж тем более за пределами ЕС, можно только в рамках запроса об экстрадиции. Ранее Луговой заявил, что он иронически относится к тому, что Великобритания намерена потребовать его экстрадиции. По его мнению, подобные сообщения просто смехотворны.
Адвокат последнего пока не получал никаких уведомлений, поэтому отказывается от комментариев. Более того, защита Лугового планирует «оппонировать» обвинению, предъявленному их подзащитному британской прокуратурой, передает «Эхо Москвы» со ссылкой на источники в окружении бизнесмена.
Глава Королевской прокуратуры Великобритании Кен Макдональд сказал: «Сегодня я пришел к выводу, что доказательства, переданные нам полицией, достаточны для того, чтобы обвинить Андрея Лугового в убийстве мистера Литвиненко с помощью предумышленного отравления».
Ранее в прокуратуру Британии были переданы данные криминалистических экспертиз, указывающие на причастность Андрея Лугового к гибели Литвиненко в Лондоне. Как передает ВВС, след косвенных улик, обнаруженных криминалистами, по мнению следствия, указывает на одного главного подозреваемого — Андрея Лугового.
Ранее сам Луговой в интервью ВВС подчеркнул, что проходит по делу в качестве свидетеля, а не подозреваемого.
В предполагаемый день отравления у Литвиненко были, как минимум, две встречи с разными людьми. Утром он пил чай в одной из лондонских гостиниц со своим другом Андреем Луговым (бывшим офицером российской Федеральной службы охраны) и неким человеком по имени Владимир или Дмитрий. Он также побывал в суши-баре с итальянцем Марио Скарамеллой, который пообещал передать ему важную информацию об убийстве российской журналистки Анны Политковской.
Во всех местах, где был Луговой, обнаружился след Полония-210.
Напомним, экс-сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, скончавшийся 23 ноября 2006 года в Лондоне в результате отравления смертельной дозой радиоактивного изотопа Полоний-210, незадолго до отравления встречался в гостинице со своим старым другом Андреем Луговым. В декабре следователи Генеральной прокуратуры РФ совместно с сотрудниками Скотленд-Ярда допросили Лугового в качестве свидетеля по делу об отравлении.
Александр РЫКЛИН
После гибели несчастного Александра Литвиненко в России развернулась бурная полемика. Экспертное сообщество и простые граждане искали и не находили ответа на очевидный вопрос: почему не отравили Березовского? Кто-то утверждал, что в России в последнее время ощущается нехватка полония, кто-то говорил, что просто не добрались. Официальные лица, как всегда в подобных случаях, отмалчивались, чем только порождали новые волны слухов и домыслов. Теперь-то очевидно, что ответ лежал на поверхности.
Спикер от Генпрокуратуры Марина Гриднева, мотивируя нежелание России выдавать британским правоохранительным органам Андрея Лугового, ссылается на отечественную Конституцию. Дескать, там записано, что мы никого и никому не выдаем. Но нашего обывателя такое объяснение удовлетворить не может. Наш обыватель отлично знает, что нынешняя российская власть в гробу видала эту Конституцию и игнорирует ее столько раз на дню, сколько того потребуют обстоятельства. То есть дело не в формальных препонах, а в некоей политической подоплеке. Наверное, многие скажут: не выдают, потому что боятся, что обвиняемый начнет называть фамилии, выдавать пароли и явки.
Сомнительная, на мой взгляд, версия. Полагаю, что, если бы у обвиняемого были на руках доказательства причастности к этому ужасному преступлению каких-нибудь влиятельных фигур или государственных органов, он бы уже не жил. Но Луговой живет и даже грозит сенсационными разоблачениями. Как только британская прокуратура предъявила ему свои обвинения, он выступил с заявлением, в котором пообещал очень скоро рассказать всю правду об этом злодейском преступлении.
Итак, что же будет происходить дальше? А дальше, надо думать, британцы представят российским коллегам неопровержимые доказательства причастности бывшего сотрудника ФСБ Андрея Лугового к убийству на территории Великобритании другого бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Конечно, Лугового никуда не выдадут, но вероятность того, что сама российская Генпрокуратура вынуждена будет возбудить против него уголовное дело, очень велика — а куда деваться? Луговой же сам виноват — наследил этим полонием везде где только мог.
Под тяжестью улик ему ничего не останется, как частично сознаться в содеянном. Но при этом, конечно, назвать и заказчика. Я почти не сомневаюсь, что заказчиком этим окажется опальный российский магнат Борис Березовский. Что-то подсказывает мне, что наши органы эту версию примут охотно и даже обнаружат пару-тройку доказательств, ее подтверждающих. А то, что эти доказательства всему остальному миру покажутся не слишком убедительными и, разумеется, не повлекут за собой никаких правовых последствий за пределами России, так на это нашим правоохранителям и их начальникам наплевать. Все спишут на предвзятое отношение западного мира к нашей стране и ее суверенному руководству.
Другое дело, что ситуация в любом случае скользкая. Конечно, как я уже говорил, Луговой сам виноват — он, судя по всему, оказался не слишком умелым исполнителем. Но в любом случае, если дело в России все-таки дойдет до суда, приговор не будет чересчур суровым. Во-первых, человек хоть и облажался по полной программе, но все же выполнял важное государственное задание. (Вслепую, скорее всего, но, тем не менее, с полным пониманием важности своей миссии.)
А, во-вторых, если сейчас оттоптаться на Луговом, то кто же потом согласится на подобного рода вояжи? Да и вообще — русские своих не сдают. Даже если эти свои — киллеры.

