Лиора Зив-Ами
На протяжении многих лет я работаю над Концепцией, которую назвала «Глобальный Исход из Земли Северной и всех земель». Я не придумала эту формулировку, а взяла ее из ТАНАХа (Ветхого завета).
Авторство принадлежит пророку Иермиягу (Иеремии):
«Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но: «жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.» (Иеремия 23:7,8)
Всех нас приучили к мысли, что правом обращения к ТАНАХу обладают только признанные религиозные лидеры. Глобализация лишает их этого права и наделяет этим правом каждого, кто осознает очевидное противоречие между Идеей Единого ТВОРЦА и разнобоем мнений религиозных авторитетов, порождающих лишь хаос, вражду и деградацию цивилизации.
В Израиле это ощутимо, как нигде. Между религиями и цивилизацией разверзлась пропасть, которая называется Просвещением. Для всех народов Просвещение является и основой современной, объединяющей народы цивилизации, и первопричиной всех проблем глобализации, вызванных этим объединением.
Однако для евреев Просвещение является одновременно и кризисом национальной самоидентификации, и подготовкой к Глобальному Исходу из Земли Северной и всех земель после 2000-летнего рассеяния среди народов мира.
Часть первая. Израиль в глобальном мире
Концепция «Исход из Земли Северной и всех земель» складывалась на протяжении десятилетий. Предприняв попытку публикации небольшой ее части в интернете в виде видеодоклада, я почувствовала необходимость во Введении, чтобы вкратце (насколько возможно) объяснить, о чем идет речь.
Давно я задумалась над проблемами, волнующими практически всех современных людей, которые внезапно оказались связанными друг с другом процессом глобализации. Естественно, рассматривала я происходящие в мире события через те проблемы, с которыми сталкивалась непосредственно. Но это естественно: ведь универсальных людей нет. Все люди принадлежат к определенному народу, живут в определенном обществе, в определенную эпоху и рассматривают все происходящее через знакомую и волнующую их проблематику.
Отличие я вижу в Земле, на которой живу более 30 лет. Миллиарды людей называют ее Святой землей, Землей ТАНАХа, откуда вышла в мир Монотеистическая Идея. А для нас, евреев, она является Землей наших предков, Землей Израиля, Землей Обетованной, воспетой в гимне нашего Государства как Земля Сиона и Иерусалима.
Поначалу мой интерес сосредоточился на целом комплексе проблем, вызванных обретением еврейского национального суверенитета, которого у нас не было на протяжении 2000 лет. Однако уникальность собирания нашего народа на Земле предков после двухтысячелетнего рассеяния среди народов мира («киббуц галуйот», как мы называем это на иврите), создание Государства Израиля и аномальная сосредоточенность мирового сообщества на нашем Государстве — все это не позволяло ограничиться сугубо израильской проблематикой, так как определенно указывало на связь судьбы Израиля с судьбами народов мира.
Со временем стало очевидным, что Земля эта обязывает к переоценке народов, в среде которых мы веками жили. Так постепенно менялось и мое отношение к стране, в которой я родилась и выросла и из которой когда-то рвалась в свое государство. Долгожданный национальный суверенитет позволил в совершенно новом свете увидеть советское прошлое, оценить уникальный опыт сверхдержавы, которому нет аналога в многовековом опыте евреев всех стран мира, и понять, что обрести этот опыт мы, евреи, могли только в России.
***
Известный факт: Государство Израиля создали выходцы из Российской империи. Разумеется, физически не только они. Евреи разных стран приносили на Землю предков культурный опыт стран Исхода, трудились на этой земле, воевали за нее, растили своих детей и продолжают это делать с невероятным упорством. И тем не менее «русские» стоят особняком.
Из Российской империи евреи принесли то, без чего любая деятельность теряет смысл — идеи. Русские идеи легли в основу идеологий всех политических партий отцов-основателей и созданных ими уникальных форм социальной и культурной жизни. Киббуц, «Трудовой батальон», отряды самообороны и, наконец возрожденный иврит, литература, театр, ивритская система образования — все это инициировалось евреями России и клокотало в душах нового племени израильтян, пока на иврите они говорили с русским акцентом.
Большая алия из распавшегося СССР привела людей, изменивших Израиль, но совершенно незнакомых всей нашей традиции. В Израиле этот свалившийся на страну миллион новых граждан назвали «брахой» (благословением). Но у этой «брахи» была одна особенность: незнакомое нашему народу национальное самосознание советских евреев, основанное не на религии, а на Просвещении.
Утратив традиционные, замкнутые формы национальной жизни, советские евреи обрели связи глобального масштаба: с кем-то жили в одном доме, с кем-то учились, с кем-то трудились, с кем-то роднились. Распад СССР создал глобальное рассеяние бывших советских граждан, приученных думать, писать, делиться впечатлениями, обмениваться мнениями. Глобализация с ее средствами коммуникации создала условия, позволяющие задействовать полученное в СССР общее образование и воспитание на русском языке. Среди евреев нет другой группы, которая была бы до такой степени связана со всем миром, как евреи бывшего СССР.
Закономерно, что треть советского «миллиона» составили не-евреи, породнившиеся с евреями. Это обстоятельство также создало целый ряд проблем: евреи, которые на протяжении 2000 лет были угнетаемым меньшинством, привыкшим отстаивать свою национальную идентичность, а в последнее время и бороться за равноправие с титульными нациями, теперь сами оказались титульной нацией, в среде которой живут иноплеменники. Понятно, что суверенитет обязывает коренным образом пересмотреть нормы общежития, которых придерживалась традиционная община. А это уже задача государственного уровня, которая поставлена суверенитетом и обязана быть решена.
***
Потребовалось время для накопления опыта и его анализа, чтобы все проблемы выкристаллизовались и сложились в единую Концепцию, ту самую, которую я и представляю.
Концепция масштабная, что неудивительно: ведь два события — глобализация и возвращение евреев — не просто связаны друг с другом. Глобализация и возвращение евреев из глобального рассеяния на Землю Израиля — две составляющие одного процесса.
Три признака, с моей точки зрения, однозначно указывают на эту связь.
ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК — МИРОВЫЕ ДИАСПОРЫ
Евреи являются создателями уникальной диаспоры.
2000-летнее рассеяние среди народов не привело наш народ к отречению от Земли предков из-за Обетования, в которое евреи свято верили. Эта вера в Обетование и возвращение стала основой национального самосознания, которое определило самоорганизацию евреев в диаспоре: в среде народов — закрытая, ощетинившаяся против чужаков община, «государство в государстве»; на Земле Предков — присутствие евреев при любом режиме, поддерживаемое рассеянными по миру общинами.
И вдруг! евреи решают: хватит, пора возвращаться, мы хотим стать народом, как все.
«Стать народом, как все» — именно так формулируется задача. И свершается чудо: народ возвращается, возрождает земледелие, создает инфраструктуру, строит города, возрождает иврит и ведет себя так, как будто и не было 2000-летнего рассеяния.
Но они же были.
2000 лет евреи находились под влиянием разных народов. За пределами Земли Израиля результат этого влияния увидеть невозможно, а на Земле Израиля невозможно его не увидеть: де факто евреи — народ не как все. Израильское общество — это интернационал еврейских «народов»; каждый «народ» с особой культурной традицией, связывающей его с народами, в среде которых евреи жили поколениями
Как этот интернационал еврейских «народов» объединить в единый народ — такая проблема никогда не возникала, да и не могла возникнуть ни перед одним народом. Но она возникла перед евреями как результат рассеяния, и решать ее придется евреям.
Заново решать проблему самоорганизации.
***
Совсем в ином положении оказались народы мира.
Они как раз веками жили на землях, которые считали землями своих предков, веками говорили и формировали национальное самосознание на родном языке.
И вдруг! Все тронулись с мест и начали образовывать Мировые диаспоры. Никто не отдавал такого приказа, никто этот глобальный процесс не организовывал. Каждый человек принимал личное решение, используя возможности, созданные глобализацией. Но результат очевиден: нет сегодня на земле ни одного народа, который бы не создал собственную разветвленную диаспору.
Множество людей — китайцев, итальянцев, русских, чеченцев, арабов, иранцев, украинцев, эритрейцев, афганцев, поляков, — граждан разных стран, оказались рассеянными в среде разных народов, где столкнулись с целым рядом вопросов, которые 2000 лет решали евреи.
Как жить в среде другого народа? Сохранять ли прежнюю идентичность или формировать новую? Возможна ли в принципе смена идентичности? Означает ли пребывание в диаспоре разрыв связей с собственным народом и землей предков?
Наконец, какие формы самоорганизации возможны в этих условиях?
Попробовали создать Государство всех граждан. Выяснилось, что сформировавшаяся идентичность не позволяет пришельцам уподобиться титульной нации даже при формальном равенстве прав.
Попробовали создать мультикультурное общество, чтобы у пришельцев была возможность сохранить свою идентичность. Выяснилось, что в таком обществе титульная нация теряет не только государственнообразующий статус, но и саму возможность сохранять собственные политические и культурные достижения, которые привлекли пришельцев.
Создать «государство в государстве» подобно тому, как это сделали евреи, тоже невозможно: в отличие от евреев, пришельцы относятся к разным народам с разными традициями.
Глобализация диаспор создала очевидную проблему самоорганизации.
***
В этой ситуации евреи, возвращающиеся на Землю предков, противостоят всем народам.
Все народы через собственные диаспоры подвергаются воздействию разных народов и впитывают новый, незнакомый опыт, новые идеи. Евреи, которые уже прошли этот этап, теперь должны решать прямо противоположную задачу — восстановление национального единства, требующее объединения опыта и идей разных народов, адаптированных евреями в рассеянии. Пока эта проблема нашим народом не только не сформулирована, но даже не осознается. Нет ощущения связи с глобальными процессами, вызова Истории.
Все происходящее воспринимается, как хаос. А ведь можно воспринимать и как проблему, которую создала глобализация, а евреи призваны ее решить. Но для такого восприятия необходимо увидеть главное: образование мировых диаспор и возвращение евреев из глобального рассеяния на Землю Израиля — две составляющие единого процесса, в который втянуты все народы мира.
Продолжение следует
Авторский блог
Январь 2019
© Copyright Зив-Ами Лиора ( liorazivami@gmail.com )
Замечательная статья. Обсуждается действительно новый, интересный и неожиданный аспект, по крайней мере для меня, вроде бы известных вещей. Обычно, такие прозрения появляются в математике, естественных науках и технике. В технике это называется изобретением. В естественных науках — работой в пограничных областях. В математике — объединением областей (например, алгебры с геометрией, введением системы координат). В гуманитарных науках такие объединения происходят редко. Поэтому, определение некоторой «системы координат» над глобальными процессами в обществе (наведение порядка) очень полезно как для понимания самих процессов, так и для предсказания их возможных результатов.
В контексте этого анализа, автор, на мой взгляд, должен разобраться с самой проблемой «глобализации», надо признать, что это — закономерность развития всей Вселенной и в том числе — человечества. Будет ли это рассмотрено автором?