Повелители кукол

Музейный бизнес для человека, детство которого прошло в Советском Союзе, — понятие довольно непривычное. На Западе колоссальные доходы от содержания музеев давно никого не удивляют. Так, например, ежегодный вклад музеев в экономику Великобритании составляет 1,5 млрд. фунтов стерлингов (около $3 млрд.). Ведь cемь из десяти главных туристических достопримечательностей Великобритании — это музеи.

Окончание.

Начало в № 780

Не менее весомыми вкладами в экономику своих стран знамениты Рейсксмюсеум в Амстердаме, Музей современного искусства (MоMA) и музей искусства «Метрополитэн» в Нью-Йорке, которые посещают от 3 до 6 млн. человек в год. Неплохо идут дела и в России. В крупнейших государственных музеях стремительно выросли внебюджетные доходы. В Эрмитаже — более чем в 1,5 раза, в Третьяковской галерее — в 2,5, у Русского музея — практически вдвое. После нескольких лет забвения уровень посещаемости музеев приближается к советским показателям. Бурно развивается сектор частных музеев. Пока их доходы, конечно, нельзя сопоставить с прибылью крупнейших западных музейных брэндов, но небывалый рост их числа впечатляет. Только в российской столице, по разным подсчетам, открыто для посетителей от 160 до 170 музеев. Самый крупный — Русский национальный музей, коллекционирующий отечественное искусство и ювелирные изделия Фаберже. Музей семьи Ломакова собрал уникальную коллекцию исторических автомобилей и мотоциклов. А в квартире на Малой Дмитровке — две с половиной тысячи кукол XVII — XX веков, от восковых начала XIX века до современных, сделанных Зайцевым, Юдашкиным, Бартеневым и Катей Филипповой… Настоящий музейный бум переживает сейчас российская провинция.

Be different

Очевидно, что, насколько обширной ни была бы музейная коллекция и впечатляющими прибыли и посещаемость, правильно выбранная специализация музея очень важна для ведения этого бизнеса. И примеров тому множество. Даже знаменитому кутюрье Пьеру Кардену в целях привлечения внимания к своей мебели и аксессуарам «ар нуво» пришлось немало потрудиться.

Свою коллекцию, которая насчитывает более 550 предметов серебра, посуды, фарфора, бронзы, стекла и светильников, он начал собирать еще в 1960-х. Настоящие сокровища Карден находил на блошиных рынках, крупных и мелких аукционах. Для того чтобы привлечь к ним внимание, экспозицию пришлось составить с выдумкой. Музейное пространство заняло двенадцать комнат и представляет собой воссозданный шикарный интерьер «великих куртизанок» Belle Epoque. Формулу «уникальность экспозиции как залог успеха» убедительно доказал в свое время директор Музея Соломона Гуггенхайма Томас Кренц, открыв выставку мотоциклов. С тех пор среди посетителей музея замелькали бороды и «косухи» ранее не особо увлекавшихся культпоходами байкеров. Британия, в свою очередь, может похвастаться единственным в своем роде Музеем плюшевых медведей, который открыл 19 лет назад фанат этих популярных во все времена игрушек Джаос Брэндрот. Другой пример удачной тематической дифференциации — частный музей нью-йоркской мафии, открывшийся в прошлом году. Все экспонаты музея «Сделано в Америке» связаны с жизнью и смертью лидеров местной мафии, расцвет которой пришелся на середину XX века. В коллекции более 1500 экземпляров. И хотя многие экспонаты были собраны в пыльных чуланах и на чердаках, сегодня их стоимость оценивается примерно в $1,5 млн.

Льготный билет

Придумать успешную идею для создания музея — задача непростая, но решаемая. Трудности начинаются позднее. Главная проблема, с которой сталкиваются в большинстве своем начинающие содержатели музеев, — поиск помещения под экспонаты. Подобного рода сложности встречаются на пути не только начинающих коллекционеров, но и признанных мэтров европейского арт-бизнеса.

В мае 2005 года миллиардер Франсуа Пино (владелец Printemps, Redoute, FNAC, Christie’s, de Chateau Latour и 60 % Gucci) публично отказался строить частный музей на парижском острове Сеган. Мэр Булони Жан-Пьер Фуркад и президент Renault Луи Шведзер продали меценату 3 гектара земли под Парижем всего за 15 млн. евро. Пино объявил конкурс и выбрал проект японца Тадао Андо. Но прошло четыре года, а здание так и не начали строить из-за бюрократической волокиты. Любому терпению приходит предел — французскому ценителю искусств надоели проволочки, он купил венецианское палаццо Грасси, и крупнейшая коллекция уехала в Италию. В итоге Пино этот переезд обошелся в пять раз дешевле, чем планируемая ранее стройка на родине. Что тогда говорить о возможностях и терпении русских коллекционеров. На сегодняшний день купить помещения под свои фонды без поддержки государства могут себе позволить только такие крупные предприниматели и меценаты, как, например, Виктор Вексельберг. Музей частных коллекций владельца пасхальных яиц работы Фаберже займет площади Дома дружбы на набережной Фонтанки. Шуваловский дворец передали в аренду его фонду «Связь времен» на 49 лет. Помимо того, что предприниматель выделил $1,5 млн. на переезд организаций, располагавшихся в Доме дружбы, он потратит $10 млн. на реставрацию дворца, завершение которой намечено к 1 января 2009 года. У коллекционеров же меньшего масштаба и возможностей тоже меньше. Так, первый в Москве частный палеонтологический музей появился недавно только благодаря поддержке властей. Его создатель, путешественник Федор Шидловский, коллекционировал останки вымерших крупных животных. Получилось так, что уникальный музей обязан своим существованием чучелу мамонта, сделанного из натурального черепа с бивнями. Мэр Москвы Юрий Лужков заметил его на туристической выставке в Гостином дворе и распорядился найти место под всю коллекцию. Правда, с этого момента музей формально утратил частный характер и стал называться «новым проектом» столичных чиновников.

Большинство директоров частных музеев сетуют на то, что практически весь годовой доход от экскурсий съедается налогами. Для того чтобы выжить в этих условиях, музеям приходится заимствовать коммерческие приемы индустрии развлечений. И это касается не только мелких коллекционеров из российской глубинки, оправдывающих свой бизнес продажей сувениров, но и именитых брэндов. Тот же Музей Картье собирает дополнительные средства на обедах стоимостью от 110 евро. Знаменитый дом-музей миллионера Дюпона на Кубе сдает номера. В Великобритании музеи, как правило, зависят от государственных дотаций, поскольку дарители не так щедры, как в США и во Франции, где меценаты искусства освобождаются от налогов почти полностью. Классический музейный бизнес становится все ближе к индустрии развлечений. И похоже, это единственный для него способ выжить.

«Компания»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора