ХРИСТИАНСТВО

От редакции:

Уважаемые читатели

В связи с дебатами по поводу фильма Мела Гибсона “Страсти Иисуса” предлагаем вашему вниманию фрагмент из работы Соломона ДИНКЕВИЧА “Евреи, иудаизм, Израиль”, посвященной возникновению христианства.

“Христианство — это вера в единого Б-га, надетая на души идолопоклонников”, — заметил кто-то. Оно возникло и сформировалось как религиозное учение среди евреев Эрец Исраэль. Иисус был евреем, и слова его были обращены исключительно к евреям: “Я послан только к заблудшим овцам дома Израилева” (Евангелие от Матфея, 15:24). Все проповеди его основывались на еврейских источниках, но евреи отвергли его, увидев в них одну из ересей… Все четыре канонизированных Евангелия (“евангелие” значит “Благая весть” греч.), рассказывающие историю Иисуса, составлены гораздо позже описываемых в них событий, якобы имевших место. Из этих текстов христианские ученые заключили, что годы жизни Иисуса — это 4 год до н. э. — 31 год н. э. (Иосиф Флавий в книге “Иудейские древности” упоминает об Иисусе в связи с его рассказом о его младшем брате Яакове. Однако современные исследователи полагают, что это — поздняя вставка, сделанная в VIII — IX веках). Евангелие от Марка относят к 70 — 72 годам н. э., евангелие от Луки — к 85 — 90 и даже к 100-у году н. э., евангелие от Матфея — к 90 — 95 годам и, наконец, евангелие от Иоанна, самое злобное по отношению к евреям, — к 110 году н. э. (Хаим Коэн “Иисус — суд и распятие”, Иерусалим, 1997 г.). Иоанн называет евреев дьяволом или сынами дьявола. Иоганн Себастьян Бах написал мессу “Страсти по Иоанну”, в которой использовал самые антисемитские фрагменты текста. “Распни его, распни”, — кричат в мессе евреи. В Евангелиях рассказывается, что Иисус объявил себя Мессией (машиах — на иврите), что означает “помазанник” (помазан на царство: пророк Шмуэль помазал густым елеем на царство сначала Шауля, а позднее Давида). По-гречески “помазанник” — “христос”. Иисус — греческая форма еврейского имени Иегошуа (в греческом языке нет звука “ш”, поэтому — Иисус вместо Иегошуа, Моисей вместо Моше, Соломон вместо Шломо, Суббота вместо Шабата, мессия вместо машиаха и т. д.). Авторы Евангелий, по-видимому, имели слабое представление о еврейском образе жизни, ибо их рассказы о событиях в Храме и в последующие дни весьма неправдоподобны. Они говорят, что, придя в Иерусалим накануне праздника Песах, Иисус направился в Храм. Там во дворе Храма он увидел денежных менял и загоны с животными. “И нашел (Иисус) — говорится в Евангелии от Иоанна (2:14-15), что в Храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из Храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул” и кричал, что “камня на камне не останется от Храма”. А между тем присутствие и тех, и других во дворе Храма было не только естественно, но и необходимо для отправления Храмовой службы во все 410 лет существования Первого Храма и 420 лет — Второго Храма.

(Описываемые в Евангелиях события относятся к последним десятилетиям существования Второго Храма). В Торе (Дварим, 16:16-17) Моше передаёт евреям повеление Г-спода: “Три раза в году пусть предстанет каждый мужчина у тебя перед Б-гом Всесильным Твоим на месте, которое Он изберёт: в праздник опресноков (Песах), в праздник Шавуот (Дарование Торы на горе Синай) и в праздник Суккот (Кущей, когда евреи строят шалаши). И пусть не предстают перед Б-гом с пустыми руками, каждый пусть принесёт, сколько он может”. И все 830 лет существования Храма приходили к нему евреи из всех мест Эрец Исраэль и приезжали из-за границы. Хайвеев в те времена ещё не строили, и для многих паломников дорога в Храм занимала и 5, и 10 дней пути. (За пару недель до праздников Храмовая администрация высылала специальные дорожные команды восстанавливать дороги и мосты, размытые и разрушенные в сезоне дождей). Естественно, что за многие дни пути в Храм невозможно было сохранить в хорошем состоянии жертвенных животных и первинки урожая. Поэтому предназначенных для жертвоприношений животных и плоды евреи продавали по месту проживания и шли в Храм с деньгами. При приходе в Храм они покупали соответствующих животных и плоды. Вот почему во дворе Храма были денежные менялы и жертвенные животные. К ним к тому же предъявлялись повышенные требования быть “без изъянов”. Иисус был евреем, хорошо знавшим Закон и обычаи, своим ученикам, также евреям, он говорил: “Я пришёл не для того, чтобы отменить Закон (читай Тору) или Пророков…” Поэтому его никак не могло возмутить многовековое присутствие во дворе Храма менял и продавцов жертвенных животных. Рассказанное в Евангелиях вызывает большие сомнения.

В “Беседах о еврейской истории. Эпоха Второго Храма” (Иерусалим, 1998) читаем: “В облике Иисуса, каким он представлен в Евангелиях, есть две черты, которые ставят его вне еврейской духовной традиции: утверждение своего авторитета выше, чем авторитет мудрецов Торы, учителей Закона, и провозглашение себя спасителем”. А у Рамбама в “Йеменском послании” находим: “Он (Иисус) толковал Тору и её предписания таким образом, чтобы это повело к их полной отмене, к упразднению всех её запретов”. Так, например, его призыв “Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, подставь ему и другую…” (Евангелие от Матфея, 5:39) в корне противоречит повелению Торы: “Искорени зло из среды твоей” (Дварим, 21:21, 24:7). Рабби Шимон бен Лакиш (“Коэлет Раба”, 7:16) разъясняет: “Милосердный к жестоким жесток к милосердным”. Кстати, и сам Иисус отступал от своего призыва: “Не мир пришёл я принести, но меч (против тех, кто отречётся от меня)” Евангелие от Матфея, 10:34.

В Евангелиях рассказывается, что Иисус был арестован Храмовой стражей через 3 дня после посещения Храма, что той же ночью в доме Первосвященника состоялось заседание Санхедрина — Высшего религиозного суда, вынесшего Иисусу смертный приговор, и что римский прокуратор (наместник) Иудеи Понтий Пилат весьма неохотно утвердил его. Многие читатели, конечно, помнят сцену суда над Иисусом, ярко описанную Михаилом Булгаковым в романе “Мастер и Маргарита”. Однако Санхедрин никак не мог заседать в те дни, ибо в Шабат и праздники ни один еврейский суд не собирался (напомним, что это были дни праздника Песах). Необходимо также отметить, что распятие на кресте — обычная римская казнь, евреи иначе казнили приговорённых к смерти.

Согласно еврейским источникам, Иисус — лицо историческое. Его еврейское имя Иегошуа, или, как было принято в народе, Ешу (подобно русским Иван — Ваня, Михаил — Миша, Василий — Вася). Его мать — еврейка, отец — язычник, по Закону Иисус — еврей. Ешу жил более чем за 100 лет до описываемых в Евангелиях событий. Авторы специально передвинули появление Иисуса в Иерусалиме, чтобы приблизить его ко времени разрушения Второго Храма в 68 году н. э. Мол, это было наказанием за убийство Иисуса и исполнением его предсказания о разрушении Храма. История Ешу рассказывается в Талмуде. Правда, с началом книгопечатания в Европе, христианская цензура тщательно изъяла из него все упоминания о Ешу, но они сохранились в книгах Талмуда у евреев мусульманских стран. Сейчас они находятся, в основном, в библиотеках Кембриджского, Оксфордского и Мюнхенского университетов. “В Талмуде, — указывает рабби Элиягу Эссас, — в 3-х местах упоминается некто по имени Ешу”. Так, в трактате Санхедрин, 43а, рассказывается, что Ешу был учеником рабби Иегошуа бен Прахья (середина II века до н. э.) и бежал вместе с ним в Египет, спасаясь от преследований со стороны царя Александра Яная и его сыновей. В Египте Ешу демонстрировал безмерное честолюбие, нарушал законы Торы, подстрекал к этому других, занимался колдовством. Когда позднее рабби Иегошуа бен Прахья вернулся в Эрец Исраэль, Ешу возвратился вместе с ним. В Иудее он не только не изменил своё поведение, несмотря на все предупреждения, но повёл себя ещё более дерзко и вызывающе. Он был арестован и приговорен к смерти за занятия колдовством и подстрекательства к нарушению законов Торы. В течение последующих 40 дней глашатаи ежедневно призывали свидетелей прийти в суд и выступить в защиту Ешу, но никто не явился. Итак, Ешу умер более чем за 100 лет до появления в Иудее Понтия Пилата. Еврейская секта, исповедовавшая веру в Ешу, и секты других отступников от иудаизма назывались “миним” — “виды”, т. е. другие виды евреев — еретики.

Превращением в самостоятельную религию христианство обязано деятельности апостола Павла — еврея Шауля из Тарса в Малой Азии. Павел выдвинул концепцию, позволившую ему отказаться от Торы. Заметим предварительно, что иудаизм утверждает, что дела человека выше его веры, именно дела, добрые и злые, являются критерием его оценки. В книге царя Шломо “Коэлет” (7:20) читаем: “Нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы”. По этой причине иудаизм предоставляет человеку возможность совершить “тшуву” — раскаяться в совершенных грехах и вернуться к Б-гу. Однако Павел отрицал это: “Если добрыми делами можно достичь спасения, то нет тогда никакого смысла в распятии Иисуса” (“Послание к Галатам”, 2:21). Свою концепцию отрицания Торы Павел основывает на стихе из Пятой книги Торы (Дварим, 27:26): “Проклят тот, кто не выполняет слов учения этого” (т. е. не соблюдает заповеди Торы — С. Д.). Стих этот разъясняется в Устной Торе: речь идет о наказании с Неба (посредством проклятия) за тяжелое нарушение законов Торы в ситуации, когда человеческий суд бессилен наказать виновного, например, за убийство без свидетелей. Игнорируя или не зная этого разъяснения, Павел утверждал, что, поскольку не бывает безгрешных людей, из приведенного стиха (Дварим, 27:26) однозначно следует, что каждый человек от самого своего рождения уже проклят Небом. В “Послании к Римлянам” (3:28) он говорит: “Мы признаем, что человек оправдывается перед Б-гом только верою (в Иисуса, а не своими делами)…” Смерть Иисуса, по его словам, стала “жертвоприношением перед Б-гом за всех верующих (в Иисуса) и на все времена”. Таким образом, Павел заменил Тору Иисусом Христом: “Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою” Послание к Галатам”, 3:13). “Первоначально, говорят христиане, евреи были Б-гоизбранным народом, но, отказавшись признать в Иисусе сына Б-га, они были отвергнуты. Теперь мы — христиане стали избранным народом, а все остальные обречены на муки ада. Однако, как заметил раввин Адин Штейнзальц, “если бы Ешу воскрес, он скорее отправился бы в синагогу, чем в церковь, которую принял бы за языческий храм.”

Как и Иисус, все его ученики были евреями, и изначально христианская секта состояла из небольшого числа евреев. Убедившись, что евреи не откликаются на его призывы, Павел обратил все внимание на язычников и, чтобы упростить и облегчить им переход в христианство, он заменил обрезание крещением — окунанием в купель: “Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа” (“Послание к Галатам, 5:2). Он также отверг кашрут. Тогда-то по указанию раббама Гамлиэля в главную молитву “Амида” (она же “Шмоне Эсре” — “Восемнадцать благословений”), составленную за века до того Мудрецами Великого Собрания, было добавлено благословение против изменников (вероотступников и доносчиков): “И да не будет надежды клеветникам, и всё злодейство пусть немедленно сгинет, и все враги народа Твоего будут истреблены, и злоумышленников искорени, и сокруши, и низвергни — в скором времени, в наши дни…” (Теперь благословений стало 19, но название “Шмоне Эсре” сохранилось). Христиане-евреи, ставшие (в скором времени) меньшинством в секте, получили название “эвйоним” -”нищие”, а потом и совсем исчезли…

Началась самостоятельная история христианства. Провозглашенный Павлом “приоритет веры над делами” породил миссионерство, включая насильственное обращение “крестом и мечом”, а позднее и “суд веры” — святую инквизицию. “Мы проповедуем Христа распятого”, — учил Павел. “Иисус дошел до нас, застывший в христианстве, как муха в янтаре.” (Джоел Кармайкл, “Загадка смерти Иисуса”, Нью-Йорк, “Либерти”, 1995).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора