— Можно ли сефардам есть сухофрукты на Песах?
Диана, Израиль
— Мы уже говорили о том, что в обычаях праздника Песах у ашкеназских и сефардских евреев есть одно различие.
Дело в том, что в XVII веке крупные авторитетные раввины восточноевропейского еврейства приняли для дней Песах «устрожение» — не использовать в пищу продукты, в состав которых входят производные зерен и семян растений следующих видов: рис, гречка, кукуруза, бобовые (все разновидности фасоли и горох), семечки подсолнуха, кунжута и т. д. Все это на иврите называется — китнийот.
Основанием для данного «устрожения» послужила вероятность того, что в зерновую россыпь могут попасть зерна (чтобы продукт стал для Песах — некошерным, достаточно и одного зернышка пшеницы, ржи, овса, ячменя или полбы.
Сефардские евреи это устрожение на себя не взяли. Впрочем, многие марокканские евреи в Песах не едят рис.
Еще раз подчеркну, что китнийот, контактируя с водой, в хамец не превращаются, и ашкеназские евреи могут в дни Песаха хранить их дома, но в пищу — не использовать.
Сухофрукты также не превращаются в хамец. Однако велика вероятность, что при их изготовлении использовали производные китнийот. Кроме того, иногда, чтобы сушеные фрукты хранились дольше, их поверхность обрабатывают сорбитолом, который делают из зерновых.
Поэтому и ашкеназским, и сефардским евреям в Песах следует есть только такие сухофрукты, на упаковке которых есть сертификация — «кошерно для Песах». И если в сертификации нет надписи «для тех, кто ест китнийот», эти сухофрукты всем можно употреблять в пищу. Если же такая надпись имеется, эти сухофрукты могут есть сефардские евреи, но не ашкеназские.