В прошлой статье мы увидели, как, расшифровав парадоксальные сюжеты Торы, познать законы Бытия. Мы разобрали общую схему. Сейчас посмотрим, как эти законы помогают понять и улучшить реальную жизнь. Напомним основные идеи каббалистической структуры.
В тексте Торы три Праотца — соответствуют триаде сфирот — хесед — гвура-тиферет. Авраам — хесед — открытость, креативность, распространение; Ицхак — гвура — закрытость, дисциплина, удержание; Яаков — тиферет (и эмет) — баланс, гармония, истина.
В жизни все развивающиеся структуры должны пройти последовательно и объединить в себе все три этапа.
История жертвоприношения — переход от хеседа к гвуре.
Ицхак (Гвура) готов пожертвовать своей жизнью (креативностью), ради стабилизации миссии, которую начал Авраам (хесед).
На иврите эта история называется «Акедат Ицхак» — дословно — связывание (креативности) Ицхака.
История получения благословения — переход от гвуры к тиферет.
Гвура — поставив своей целью удержать и стабилизировать систему — становится устойчивой, но закрытой к развитию. Ицхак не готов обсуждать свое мнение ни с женой, ни с сыном и собирается передать эстафету Эсаву (Эсав — в Каббале — гвура в избытке).
Для того чтобы система окончательно не «закостенела», нужен нестандартный подход, который переведет систему из замкнутого режима в сбалансированный, правильно сочетающий хесед и гвуру. Этот переход (по инициативе Ривки) совершает Яаков, выводя систему на третий уровень.
В результате всех трансформаций Яаков получает имя Исраэль. Яшар-Эль, означает — прямой (путь) к Вс-вышнему. Благодаря этому трехступенчатому процессу — Исраэль = еврейский народ — потомки Якова — приобретают качество вечного, креативного и устойчивого.
А теперь увидим эту схему в работе.
Любой основатель творческой системы (политик, ученый, деятель искусств и др.) вносит в мир некую новую креативную идею. Эта идея вначале распространяется вширь — качество хесед.
К сожалению, многие системы живут столько же, сколько их основатель. Если человек не оставляет правильного продолжателя, то система не стабилизируется, а вымирает («спотыкается» на первом переходе). Главная роль продолжателя (гвура) — пожертвовать своей оригинальностью ради того, чтобы зафиксировать систему в устойчивом состоянии. Это — рутинная работа, но без нее система не выживет. Очень часто продолжатель считает, что удержание системы — и есть вся миссия (и система «спотыкается» — на втором переходе). Поэтому чтобы систему вывести из стагнации (застоя), нужен третий этап, который «перевернет» планы предшественника и найдет правильный баланс между креативностью и дисциплиной. Это и будет выход в сбалансированный режим.
Эта схема применима к большим системам, она же работает и в жизни отдельного человека. Мы сами должны пройти все эти три этапа.
Как наши знания помогут нам понять еврейскую мудрость? Главная задача еврейской системы — это разработка креативных путей развития человека в мире, наполненном вызовами (challenges). Это — «уровень Авраам». Чтобы креативность приняла «экологичные» формы (например, не выродилась в придумывание компьютерных вирусов), нужна дисциплина и удержание креативности в рамках (уровень гвура). Наконец, чтобы гвура не стала самоцелью (только «консервирование» полученного без развития), нужен парадоксальный переход к уровню тиферет, балансирующий творчество и дисциплину.
А теперь можно понять, почему современное светское еврейство не воспринимает еврейство ортодоксальное.
Ограничивающие заповеди иудаизма — идеальный инструмент для удержания креативности в оптимальных рамках.
Но сама креативность иудаизма требует высокого уровня развития, для многих — гораздо легче ограничиться рамками. Еще одна проблема — креативность — не всегда видна стороннему наблюдателю.
В связи с этим когда светский еврей смотрит на обычного соблюдающего еврея, он видит только дисциплину-гвуру без креативности-хеседа, и это его не сильно вдохновляет. Если же мы презентуем миру правильный баланс и креативности, и дисциплины, то вопрос об актуальности нашего опыта в современном мире станет для всех очевидным.