Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
А.С.Грибоедов
Почему мы изучаем Тору? Почему справляем праздники о победе над врагами 2500 лет тому назад? А еще как справляем! Напиваемся, носим бедным и друг другу подарки, веселимся, надеваем карнавальные костюмы. Что тогда случилось? Нас тогда хотели уничтожить просто так, как всегда ни за что.
Сразу отвечу. Гегель пишет, что все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс. Некоторые говорят — трижды, добавляя между трагедией и фарсом ещё комедию. Но история евреев повторяется множество раз по одному и тому же сценарию.
Только, в основном, вначале бывает барская любовь, и, как следствие – нелюбовь к мудрецам Торы. Далее – ассимиляция, «сладкая катастрофа». Потом приходит правитель, жестокий, как Аман. В падающем самолёте не бывает атеистов. Все вспоминают о Б-ге. Он нас спасает от самих себя и — прячется. Мы снова перестаём слушать мудрецов. Снова приходит Аман. И так будет до прихода Мессии.
Но вернёмся всё-таки на 2500 лет тому назад. В могучей Персидской империи на престол взошёл Ахашверош. Он взял в жены Вашти, внучку великого царя Навухаднецера. Ахашверош считал, что вся Персидская империя – это он сам. Все подданные империи равны между собой. Но он – выше всех. Положение евреев в империи было не хуже других народов. Им было хорошо под властью Ахашвероша. Они наслаждались определённой властью, деньгами, и были вполне удовлетворены своей жизнью. Перестали ощущать себя изгнанниками, перестали ждать спасения. Постепенно утрачивали свою еврейскую индивидуальность.
Однажды случилось событие, которое, как стало ясно впоследствии, определило судьбу евреев. Царица Вашти публично отказалась выполнить приказ Ахашвероша, и по совету Амана, одного из вельмож, царь приказал её казнить.
Глава евреев Мордехай неоднократно предупреждал народ о жестокой ошибке, которую они совершают, и о серьёзности катастрофы, которая может произойти, если они забудут о своём изгнании. Многие евреи полагали его бунтарём и считали, что поведение Мордехая и его сторонников может навлечь беду на еврейское население внутри Персидской империи.
Чиновники Ахашвероша начали поиск новой невесты для царя. И туда против своей воли попала Эстер, жена Мордехая. Она была взята к царю, «и полюбил её царь и короновал вместо Вашти». День за днём Мордехай приходил к царскому дворцу, чтобы узнать, как дела у Эстер и что с ней происходит. Там он случайно подслушал разговор о заговоре Бигтана и Тереша, задумавших покушение на царя. Он рассказал о нём Эстер, которая от имени Мордехая раскрыла заговор царю. Заговорщиков повесили.
Теперь подумаем, почему Мордехай так поступил. Хотел проявить лояльность по отношению к царю? Не думаю. Недостаточно любил Эстер? Лично зная, как мудрецы любят других евреев, никогда в это не поверю. Просто он был мудрецом, пророком, умел увидеть истинное положение вещей. Любой другой человек на его месте обрадовался бы гибели злодея и возвращению Эстер. Ещё бы – это Б-г посылает ему хороший знак!
Мордехай видел то, что недоступно простым людям. Любил свой народ, который его покинул. Понимал, что Б-г избрал его и Эстер для спасения евреев. И что для него действует другая Алаха[1], не такая, как для всех. И что Б-г помогает ему найти «лекарство» для излечения народа. Он осознал, что ради спасения народа он и Эстер должны фактически пожертвовать собой.
Вот и сегодня, во время последнего галута (изгнания) внутри «эрев рав», многие евреи не в состоянии понять, как связаны Шаббаты и другие составляющие еврейской самоидентификации — и неожиданное возвышение в том же месте нового Амана, Ирана, — пока ещё не получившего ядерное оружие, но уже много делающего, чтобы навести на Израиль беду (да расстроятся их подлые планы!).
Что ж, надеюсь на скорый приход Машиаха. Дай Б-г, не по пуримскому сценарию. Чтобы мы сообразили, где и почему прячется Б-г и начали бы его искать. Пока царь, или какой-нибудь ООН не сняли с руки и не отдали новому Аману свой перстень.
«Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать».