22 января 2018 г. в Нью-Йорке на 94-м году жизни после тяжелой болезни ушел из жизни ветеран Второй мировой войны Дмитрий (Мордехай) Петрович Маргулис (1924–2018 гг.).
Сухая справка, а за ней целая жизнь. Писать об этом трудно, думать еще труднее. Столько переплелось в нашей нелегкой иммигрантской жизни, столько людей, столько судеб. Но удивительно, что все, кто когда-то встречался с Дмитрием Петровичем, был с ним рядом, трудился над общим делом или помогал воплощать в жизнь любую идею этого увлеченного человека, не рассказывали с первых слов о его успехах и достижениях, а говорили о его душевных качествах: поразительной доброте, умении жизнь прожить и врагов не нажить, о способности приносить праздник, где бы он ни появлялся.
Мордехай Маргулис родился в 1924 году в еврейском местечке Звенигородка. В 1937 году семья переехала в Киев. В июне 1941 года, за три дня до начала войны, закончил школу с золотой медалью. Из воспоминаний: «…Самое грустное, что мы выехали из Харькова 29 сентября 1941 года, не зная ничего о том, что происходит в Киеве (В этот день был первый расстрел в Бабьем Яру. А.Г)… 7 сентября 1942 г. меня мобилизовали в армию….».
После войны Дмитрий Маргулис поступил в Киевский государственный университет на факультет журналистики, где и познакомился со своей будущей женой Сюзанной. В 1953 г. у них родился сын Евгений. Это была счастливая семья. Любовь и нежность к жене, красивой, умной и обаятельной, настоящей хранительнице семейного очага, Дмитрий Петрович пронес через всю жизнь.
После окончания университета Д.П. Маргулис работал в журнале «Радянська школа», защитил диссертацию, затем работал старшим научным сотрудником в НИИ педагогики. Он опубликовал много научных и публицистических материалов в специальных и общественно-литературных журналах, где рассказывал не только об узкопрофессиональных вопросах, но и о многих замечательных и выдающихся педагогах, с которыми его свела судьба, в частности, о светиле педагогики Сухомлинском, с которым его связывала теплая дружба.
Дмитрий Петрович был одним из ярких лидеров еврейской общины Нью-Йорка, человеком безграничной доброты, честности и преданности. Эмигрировав с семьей в 1993 году, будучи к этому времени уже не только мужем и отцом, а с 1984 года еще и дедом, он первым в семье нашел работу и трудился буквально до последних месяцев жизни. Как радовался Дмитрий Петрович, когда в Нью-Йорке его семья стала разрастаться: к внуку Рувиму в 1995 году «прибавилась» еще и внучка, Хана-Перл (Полина). В настоящее время она автор наиболее полной биографии дедушки и продолжает учебу в Израиле. А сейчас подрастает уже следующее поколение — правнуки!
Естественно, что первая статья памяти Дмитрия Петровича Маргулиса публикуется именно в «Еврейском Мире», где он работал редактором вскоре после приезда в Америку.
Значительным вкладом в еврейскую жизнь Нью-Йорка стало появление Ассоциации восточноевропейских евреев, созданной Д.П. Маргулисом. Более двадцати лет он был президентом этой Ассоциации и до самых последних дней ее почетным президентом.
Дмитрий Петрович очень много сделал для приобщения русскоязычных американцев к еврейской культуре, сохранению памяти предков (одним из главных дел жизни он считал изучение истории своего рода, 7 поколений Краснянских-Бердичевских), национальным традициям. Он создал уникальный фильм об истории еврейской семьи «Моя родословная», который стал первым опытом в области генеалогических исследований и имел большой резонанс среди еврейской общественности. В результате в Нью-Йорке открылся семинар по еврейской генеалогии.
Вот что говорит Валерий Базаров, один из верных соратников Дмитрия Петровича, который много лет трудился вместе с ним над этим значительным проектом: «Еще один светлый человек приложился к народу своему…К народу, которому он беззаветно служил всю свою жизнь, которому он отдал весь свой могучий талант ученого, просветителя, защитника и хранителя языка идиш.
Я близко узнал этого замечательного человека, когда в течение десяти лет мы возглавляли Семинар по еврейской генеалогии и истории. Возглавляли… Дмитрий Петрович был душой этого замечательного проекта, в котором участвовали сотни и сотни людей, решивших узнать историю своих предков…Как Авраам, Исаак, Яаков, Дмитрий Маргулис приложился к народу своему. Вечная ему память…
Теперь настало время вернуться к заголовку этой статьи — «По закону природы» …
Слова Михаила Немировского посвящены памяти. Не только памяти Дмитрия Петровича, но и памяти всех наших общинных патриархов — старейшин эмиграции, к которым, в отличие от американских традиций, мы продолжаем обращаться по имени-отчеству, без которых не было бы нашей сегодняшней жизни.
Они уходят … Они уходят по закону природы один за другим — мудрые и сильные духом, отцы и деды, ветераны войны, уникальные знатоки еврейской культуры и традиций предков, ученые, имена которых знает весь мир, знаковые люди нашей общины, по которым о ней судят, политики и бизнесмены, журналисты и люди искусства. Они уходят в Вечность, оставляя нам богатейшее наследие своих трудов (книги, статьи, изобретения, записи, фильмы, фотографии). Так ушли за последние годы великий идишист Хаим Бейдер; знаток еврейского театрального искусства Мойсей Лоев; удивительный, неповторимый в своей общинной работе и политической еврейской биографии Пейрец Гольдмахер; уважаемый и обожаемый всеми и, конечно, спортивной общественностью всего мира Евгений Геллер; крупный ученый и потрясающий автор, человек энциклопедических знаний Даниил Голубев; блестящий политический комментатор, любимец общины Борис Рабинер. А теперь и Дмитрий Петрович Маргулис, которого любила, уважала и признавала вся русскоязычная еврейская община Америки как одного из выдающихся организаторов общинной жизни, ученого и педагога, журналиста и историка, блестящего оратора. Он был духовным отцом моего поколения лидеров общины. Он генерировал идеи и настойчиво их осуществлял, призывая к совместной работе тех людей, которые, по его оценкам, были способны их довести до ума. И что важно: он никогда не ошибался в людях. Я это знаю точно. Казалось, его природная интеллигентность не позволит принять жесткое решение. А на самом деле в нем жил не только интеллигент, но и решительный человек, зовущий за собой лидер.
Дмитрий Петрович был выдающимся знатоком многих языков. Он писал, читал и замечательно говорил на идиш, украинском, русском, немецком, неплохо знал иврит и очень любил Израиль. Он не просто любил его на уровне эмоций. Нет! Он делал все, чтобы его любовь к Израилю носила «материальный» характер, превращала идущих рядом с ним в активных защитников еврейского государства. Жаль, что ему не удалось дожить до празднования 70-й годовщины создания еврейского государства.
Он любил людей и весь мир, который его окружал. Он, прошедший через войну и сталинский режим, солдат, который дошел до Берлина, постоянно желал всем мира и радости, здоровья и счастья. Последние годы, будучи прикованным к постели, он превратил свою палату в штаб и действовал… до последнего вздоха.
Я любил его, как любят отца… (Слава Б-гу, мой отец, Борис Немировский, 94-летний ветеран войны жив и, даст Б-г, еще поживет на Земле Обетованной). Ни разу не было, чтобы Дмитрий Петрович не поинтересовался его здоровьем и проблемами. Реб Мордехай был (как тяжело говорить о нем в прошедшем времени) всем нам духовным отцом. Осталось много незавершенного, недосказанного, недописанного, неизданного… Есть только одно верное средство компенсировать эту нехватку — продолжать начатое им дело. Это и будет памятью об ушедшем в Вечность Дмитрии Петровиче Маргулисе. Так положено по еврейскому закону природы.
Михаил НЕМИРОВСКИЙ, Анна ГОЛЬДБЕРГ