На Всемирный экономический форум в Давосе президент Дональд Трамп, ставший там первым действующим главой США за 18 лет, прибыл на перекладных.
В четверг он убыл с лужайки Белого дома президентским вертолетом морской пехоты Marine One на авиабазу Эндрюс в Мэриленде, в десяти минутах лета от Вашингтона. Там Трамп пересел в президентский Boeing Air Force One и через 8 часов был в международном аэропорту Цюриха, где за полчаса до его приземления прекратили прием других рейсов. В Цюрихе, где уже сутки дежурила группа обеспечения визита президента, он снова сел в свой вертолет и в сопровождении шести вертолетов — четырех швейцарских ВВС и двух наших, переброшенных с ближайших баз НАТО, через Швейцарские Альпы улетел в Давос на примерно такое же расстояние, как от Вашингтона до базы Эндрюс. В аэропорту Давоса Трампа ждал доставленный туда грузовым вертолетом бронированный президентский лимузин Cadillac One The Beast «Зверь», несколько машин сопровождения и, конечно, местные полицейские мотоциклисты.
Как положено, одной из основных тем обсуждения в СМИ визита президента США в Давос стало то, что он прилетел без жены. Первая леди осталась дома, о чем представитель этого дома Стефани Гришем сообщила заранее, объяснив это «проблемами с расписанием и логистикой». Канал CNN отметил, что неделю назад та же Гришем заявляла о решимости Мелании Трамп лететь в Давос, чтобы морально поддержать мужа. Также было отмечено, что первая леди не делала официальных заявлений с 12 января, когда газета The Wall Street Journal первой сообщила о якобы внебрачной связи Трампа и бывшей порноактрисы Стефани Клиффорд в 2006 году, когда их сынишке Баррону было три месяца. Эта связь якобы длилась до 2010 года, и выходит, что наш 45-й президент не такой примерный муж, как 44-й, хотя и не такой вертихвост, как 42-й. Отмечалось, что 22 января, когда браку Дональда и Мелании исполнилось 13 лет, они не поздравили друг друга в соцсетях, и начались пересуды, что другие первые леди во главе с Хиллари Клинтон достойно носили рога и стояли на стороне мужей.
Что же до получасовой речи Дональда Трампа в Давосе 26 января (там это было в 2 часа дня, у нас — в 8 утра), то, как в сентябре прошлого года на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, его слушали с испуганно оскорбленным молчанием и, как отметило агентство АР, наш президент удостоился лишь вежливых аплодисментов только когда поднимался на сцену и после того как закончил речь. Вместе с тем новостная служба Bloomberg сообщила, что участники форума слушали нашего президента очень внимательно, и во время его речи «все замерло»: участники форума стояли у экранов, где шла трансляция, или слушали через наушники своих смартфонов. Трамп в общих чертах обрисовал экономические и внешнеполитические планы США, заявив, что его страна по-прежнему открыта для сотрудничества со всеми странами мира, но если те не ведут «хищническую» политику.
Трамп заявил, что ни одна страна не должна «быть заложницей» единственного поставщика энергоносителей, не уточнив, о ком идет речь. «Я здесь, чтобы сказать одну простую вещь, — с присущей ему простотой заявил Трамп, — сейчас, как никогда, выгодно нанимать людей, строить, инвестировать и расти в США. Америка открыта для бизнеса, и мы снова конкурентоспособны,» — заявил Трамп, очевидно, имея в виду, что американцы заменяют отечественными японские автомобили и китайские куртки. Приурочив к его речи в Давосе, наше министерство торговли выпустила отчет, согласно которому за год президентства Трампа, которое в Европе и половине Америки считают катастрофой, страна добилась ощутимых успехов в экономике, рабочих местах и активности биржи. Однако репортеров больше интересовало, куда делась первая леди Мелания, и синие носочки с желтыми утятами, в которых появился премьер-министр Канады. Я имею в виду носки, а не утят.
Как написал почетный редактор газеты The Washington Times Весли Пруден, прибыв в Давос в четверг, «Дональд Трамп испортил там всю встречу, и всемирная элита экономики, культуры и другие важные персоны могли лишь хмуро признать, что самая большая кнопка, самый большой самолет и самое большое эго отодвинули в тень их настрой». Газета The New York Times написала, что «трудно представить аудиторию, менее симпатизирующую лозунгу Трампа ‘Америка прежде всего’, но ищет ли он примирения или утверждает себя как сильную личность, само его присутствие — это упрек элите, которая так плохо к нему относится». Девизом Всемирного экономического форума, который прошел в Давосе с 23 по 26 января, было «Создание совместного будущего в раздробленном мире», и президент Трамп предложил это будущее, как «Америка — прежде всего, но не сама по себе», что было и утверждением, и отрицанием изоляционизма, в котором обвиняют Трампа страны, привыкшие жить под защитой и частично за счет Америки.
В действительно разобщенном как никогда после победы Запада в холодной войне мире эта роль США их не устраивает, и миллиардер Джордж Сорос, по происхождению венгерский еврей, а по гражданству американец и англичанин, вкладывает миллионы долларов в борьбу демократов против президента-республиканца, и никто при этом не обвиняет его в подрыве нашей демократической системы. Сорос прилетел в Давос со своим лозунгом, назвав Трампа могучим злом, совладать с которым может только могучее добро в его лице. «Я считаю администрацию Трампа опасной для всего мира, сказал 87-летний Джордж Сорос гостям. — И считаю ее временным феноменом, который исчезнет в 2020 году или даже раньше… Президент США стремился создать мафиозное государство, которое подавляет индивидуальные права, но не смог из-за Конституции США, институтов и активного гражданского общества».
По этому поводу 82-летний Весли Пруден замечает, что к 2020 году 87-летний Сорос тоже может стать таким феноменом. К ноябрю этого года Сорос ждет такой же победы демократов, какой он ждал к ноябрю позапрошлого, угрохав на это гигантские деньги, которых у него, правда, куры не клюют. Сорос до сих пор не усвоил, что хотя большие деньги — большое удобство, в политике они решают не все, и Весли Пруден привел пример Генри Форда, который считал себя большим политиком и перед началом Первой мировой войны снарядил корабль со своими единомышленниками в Европу, что не спасло мир. Как показало дальнейшее, написал Пруден, «в карбюраторах и коленчатых валах он разбирался лучше, чем в миротворчестве».
Богачам прощается банальность заявлений, и хотя к Трампу это тоже относится, сейчас речь о Соросе. «Ситуация ухудшилась, — сказал он в Давосе. — На карту поставлено не только выживание открытого общества, но и выживание всей нашей цивилизации… Соединенные Штаты направлены на ядерную войну, отказавшись признать, что Северная Корея стала ядерной державой , — сказал он в Давосе. — Это создает сильный стимул для Северной Кореи развивать свою ядерную мощь со всей возможной скоростью, что, в свою очередь, может побудить Соединенные Штаты использовать свое ядерное превосходство в упреждающем порядке; по сути, начать ядерную войну в целях предотвращения ядерной войны». Неужели Сорос за свои большие деньги не мог нанять речеписца потолковей?
Барака Обаму ругали за то, что он фактически дал Трампу дорогу в Белый дом своим заявлением на обеде Ассоциации аккредитованных при Белом доме корреспондентов (White House Correspondents Association) в 2015 году. Перечислив и высмеяв потенциальных соперников-республиканцев, претендующих на Белый дом, Обама без всяких комментариев, хотя со смехом, сказал: «И ещё Дональд Трамп. Всё ещё. Удивительные времена». С таким же успехом организаторов и участников Всемирного экономического форума в Давосе можно ругать за то, что они проморгали Дональда Трампа, который в очередной раз показал, чего он стоит, став президентом США. В своей речи он отметил это минимум четыре раза, в одном случае заявив, что «с тех пор как я стал президентом», экономика США после многих лет стагнации на подъеме, а налоговые изменения привели к позитивным результатам, самым ярким из которых стало решение Apple вернуть в страну 350 миллиардов долларов из Европы.
«Политика президента США Дональда Трампа «Америка в первую очередь» угрожающе нависала над Международным экономическим форумом в Давосе в среду, когда европейские лидеры били тревогу по поводу будущего глобализма и системы международной торговли, которая лежит в его основе», — сообщил корреспондент The Wall Street Journal за день до речи Трампа, котрая, повторяю, длилась полчаса, а шума наделала изрядно. Как написал из Давоса репортер итальянской газеты La Repubblica Федерико Рампини: «Иногда бывает, что и Трамп говорит неудобную правду». А Трамп вернулся в Вашингтон, где мигом попал в недружественные объятья наших ведущих СМИ. Корреспонденты канала CNN Джефф Зеленый и Кевин Липтак в пятницу написали, что в Давосе президент нахваливал себя и ни словом не обмолвился о том, что пытался уволить бывшего директора ФБР Роберта Мюллера, который независимо расследует возможный сговор избирательной кампании Трампа с Россией в 2016 году. «Вместо этого, — написали Зеленый и Ливак, — он четко следовал тексту, который превозносил условия заработка денег в Соединенных Штатах», и отметили, что как успешного американского бизнесмена, Дональда Трампа не пригласили на форум в Давос. Ничего не поделаешь, не славен пророк в отечестве своем.
И жена Мелания, которая в четверг вторым президентским Боингом улетела во Флориду, якобы обидевшись на измену мужа, в пятницу вечером вернулась в Вашингтон, но в субботу не появилась с ним перед фоторепортерами по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста, и в четверг одна посетила Мемориал Холокоста в Вашингтоне.
Ее представитель назвала сообщения об охлаждении отношений первых супругов США «непристойными» и «ложными», а представитель Белого дома в своем твиттере написала, что Мелания Трамп «сосредоточена на своей семье и своей роли жены президента, а не на вымышленных сценариях, которые ежедневно преподносят фейковые новости». Оба эти заявления не остановили поток таких новостей, и британская Daily Mail с ссылкой на «высокопоставленный источник» написала, что якобы «Мелания проводит вне Белого дома три-четыре дня в неделю», и, узнав об измене мужа, «перебралась в вашингтонский отель». Все это легко установить, но сегодня сенсации важнее их подтверждения.