Орли Гольдкланг
Изменение американского отношения к Иерусалиму знаменует переворот: сторона, привыкшая отталкивать руку, протянутую с миром, учит теперь, что может заплатить за это цену. Но и на этот раз вместо того, чтобы празденовать достижение, некоторые упрямятся видеть в этом катастрофу
Правые любят говорить, что если бы вопрос возрождения еврейского государства стоял перед нами сегодня, то израильские левые сделали бы все, чтобы остановить это. На последней неделе те же израильские левые сделали все, что в их силах, чтобы доказать, что это утверждение не является безосновательной клеветой.
17 Кислева — в 70-ю годовщину того исторического 29 ноября по еврейскому календарю и 100-летию плюс месяц декларации Бальфура — было зарегистрировано первое существенное опасение, что слухи верны: с элегантным опозданием на 70 лет президент США от имени своей державы собирается признать Иерусалим столицей Израиля. И партия Мерец в трауре.
Если бы эти события происходили, когда во главе правительства стоит Ицхак Герцог, надо полагать, что большинство партий сплотили бы ряды вокруг исключительного успеха.
Но мы находимся в эпохе ненависти к Нетаниягу — якобы, «международной изоляции» — так что если уж упрямятся делать тут исторические шаги, то важно обсуждать связанные с ними опасности, а не опускаться до — не дай, Бог, — сионистских торжеств.
Вместо того, чтобы выпрямить спину, пояснить, что не может быть места террору, и что за интифаду им придется платить высокую цену, «лагерь мира» с пониманием принимает угрозы арабского взрыва с обеих сторон «зеленой линии», — взрыва, который пересечет любую красную черту. Как будто речь идет о желательном природном явлении, легитимном шаге, который в совершенном мире может решать судьбы стран и народов.
Если бы арабы реже выступали с декларациями о «конце мирного процесса», то кто-нибудь в правительстве мог бы испугаться от нынешней угрозы, но, похоже, что арабская угроза хлопанья дверью производит впечатление только на одну сторону израильской политической карты — ту сторону, что реагирует на каждое сионистское достижение неуютным подергиванием, сопровождаемым чесоткой.
После долгих десятилетий, в течение которых от Израиля требовали изначально отказаться от своих существенных интересов в качестве условия совместного сидения у стола переговоров, после того, как арабами были отвергнуты все жесты доброй воли и нарушены все соглашения, после того, как любое протягивание руки с предложением о мире встречалось кровопролитием, после всех креативных попыток начать переговоры — лишь бы мы были «в разгаре мирного процесса» — после всего этого, наконец-то, меняется динамика.
Впервые тектонические пласты арабо-израильского конфликта сдвигаются и, похоже, что арабам есть что терять. У них уже нет всего времени в мире, чтобы поворачиваться спиной, поднимать уровень требований увиливать от уступок. Еще немного и перед ними закрывается окно возможностей, и они начинают терять критически важное имущество. Пойди найди теперь новую столицу для «палестинской мечты».
В очередной раз руководство ПА проявляет себя строго следующим традиции упускать исторический шанс, видя торжества в Израиле, арабская сторона утешается кровопролитием. 70 лет последовательного и упрямого арабского отказа от мира берут свою цену, так что уже несколько арабских государств определяют этот оказ как бесповоротный. Трамп потребует свое в обмен на заявленный перевод посольства, но впервые палестинская сторона уже не может с пренебрежением относиться к предложениям о переговорах, как будто им нечего терять. Выясняется, что песок в часах заканчивается.
Важность заявления Трампа касается, среди прочего, исторической возможности, которую оно приводит с собой. Если декларация будет заезжена, то его наследники в Белом доме смогут хвататься за его уловку и говорить: «Если уж Трамп, не считавшийся ни с кем, воздержался от провозглашения Иерусалим столицей Израиля, то чего ожидают от нас?»
Если действенность декларации будет однозначной и будет принята у нас с гордостью — даену (этого будет достаточно). В таком случае декларация Трампа превратится в еще один важный дорожный знак в возрождении еврейского народа в своей стране и присоединится к цепи событий, начавшихся 100 лет назад и преуспевающих продолжать удивлять нас до сегодняшнего дня.
Насколько велика милость Всевышнего к нам: что вывел нас из Катастрофы, собрал нас из рассеяния среди гоев, дал нам нашу страну, освободил для нас земли наших праотцев, привел к расцвету нашей экономики, возвеличил нашу страну среди других стран. Творящий все это сотворит для нас мир. Настоящий мир, с признанием нас всем регионом, и скажем: Амен.