Имя Исаака Вайншельбойма хорошо известно русскоязычным иммигрантам. Б-г наградил его разными талантами. Он профессиональный юрист, великолепный художник, талантливый писатель и журналист. Его первая книга «Староконстантиновские новеллы» была встречена с одобрением и здесь, и на его малой родине — в Хмельницкой области.
И вот передо мной в руках новая книга Исаака Вайншельбойма «Повести. Эссе. Рассказы и очерки». Он посвящает ее родному городу, светлой памяти родителей и брата, жене, сестре, дочерям и внукам. Уверен -эта книга посвящена всем нам — его современникам.
О Второй мировой войне, кажется, написано достаточно. Но каждый раз открываются новые страницы героизма и самоотверженности воинов, в частности, евреев. В своей книге автор поместил повесть о еврейском парне Льве Моргуляне «Сапер».
… Жил в городе Коростыне юноша Лева Моргулян. Отлично учился, любил литературу, историю, писал стихи. А когда на страну напали фашистские захватчики, добровольцем ушел на фронт. Попал в саперы и в совершенстве овладел этой профессией.
И вот перед ним поставлена задача — раскрыть секреты противопехотных мин, которые немцы начали широко применять.
… Лев берется за дело… Тайна мины раскрыта. Но неожиданно раздается взрыв, унесший глаза и руки мужественного воина.
Наверное, нет смысла пересказывать эту повесть. Все, кто читали, запомнили человека красивого и огромной силы воли.
Свое первое эссе Вайншельбойм посвящает изумительно красивой женщине, талантливому художнику Дине Фруминой, автору более 600 картин: натюрмортов, портретов, этюдов. Во время войны
Дина была в эвакуации в Самарканде.
«Этюды Фруминой, — пишет Вайншельбойм, — полны солнца. Каждый из них — это отдельное произведение. В них воплощены и общечеловеческие чувства, и тихая печаль, и тоска, и любовь». Автор рассказывает о тяготах творческого пути художницы. Сталин и его клика выбрали 1946 год для нанесения удара по интеллигенции, внося чувство страха в ее ряды. И в этом же году была первая выставка Дины Фруминой. Но партийные бонзы устраивают разгром ее творчества. Перед ней оказались закрытыми двери выставочных залов, ей был приклеен ярлык — «Ахматова в живописи».
Но Дина продолжает совершенствовать свое мастерство. У нее талантливые ученики, которые сейчас живут и творят в разных странах мира. В их сердцах — глубокая любовь и благодарность педагогу.
Дон Кихотом из Одессы Исаак Вайншельбойм назвал художника Илью Шенкера. Много его произведений посвящено еврейской истории. В цикле — картины «Ограбление римлянами Иерусалимского Храма», «Кантонисты» и другие. На картине «Конец Иудейской войны» в центре — ослепительная менора — символ бессмертия еврейского народа.
Интересны также эссе о художниках Льве Межберге, Антоне Розенберге, Геннадии Малышеве, очерки и рассказы о кинорежиссере Сергее Параджанове, скульпторе Марке Робермане, художниках Михаиле Глейзере, Рудольфе Розенблюме, Евгении Тоневицком и других.
«Судьба поэта, — пишет Вайншельбойм, — его стихи. Судьба художника — его картины. Когда стихи и картины написаны одной рукой, одним дыханием, одним человеком, одной красивой женщиной — это уже явление, явление жизни и искусства». И автор книги рассказывает о такой талантливой женщине — об Асе Оранской.
Глубоким лиризмом и любовью к Одессе, к ее людям пронизан рассказ «Шурка». В Одесском художественном музее хранится небольшой мраморный бюст мальчика Шурки — сына кухарки скульптора. Этот бюст одесситы полюбили всей душой. Им казалось, что бюст оживает, и они разговаривают, делятся своими мыслями, словно с живым человеком…. Во время фашистской оккупации скульптура пропала из музея. И чудесным образом вернулась на свое место в конце войны. Своей лиричностью и тональностью рассказ «Шурка» напоминает «Гранатовый браслет» Куприна.
Я уже упоминал, что по специальности Исаак Вайншельбойм юрист. И вполне закономерно, что в книге нашли место «записки адвоката».
Это первое дело, которое автору пришлось защищать в суде, когда проходил стажировку в адвокатуре. На скамье подсудимых три женщины, мужья которых погибли на фронте. Они собирали колоски для своих голодных детей… Они не преступницы, и Исаак прекрасно понимал это. А суд приговорил их к пяти годам лишения свободы.
А этот судебный процесс состоялся в селе Капустин. На скамье подсудимых два жителя села, которых обвиняют в хищении 32 килограммов зерна с колхозного тока. Главный обвиняемый -проповедник секты баптистов. Обвиненные доказывают, что верующие баптисты никогда не совершали краж, что в селе никто не запирает дома… Тем не менее, обвиненных приговорили к четырем годам лишения свободы.
Осужденные видели, что адвокат на их стороне, что, как и они, видит несправедливость приговора.
… Через много лет после процесса над баптистами автор книги стоял у американского посольства в Москве, ожидая разрешения на иммиграцию в США. К нему обратился немолодой мужчина. Оказалось, он из села, где были осуждены баптисты, и вспомнил тот приговор. А на прощание он сказал Исааку: «Щиро дякую за все. Хай щастить вам».
… Прочитана последняя страница этой книги. О скольких людях она рассказывает, сколько вопросов поднимает! Книга — живой памятник времени, которое мы пережили. Заслуга автора в том, что он без прикрас показал это время и людей, которые тогда жили и ныне живут. Я рад за моего друга и земляка, что ему удалось написать такую необходимую и интересную книгу.
Так держать, Исаак! Надеюсь, что Вы порадуете читателей новыми художественными шедеврами.