— Шалом, рав Элиягу!
Один мой знакомый еврей просит помочь ему найти работу. Могу предложить место работы, но там, скорее всего, придется нарушать Субботу. Буду ли я нести ответственность за нарушение шаббата? И будет ли это мицва — помощь ближнему?
Йосеф, Израиль
— Чтобы ответ был наиболее полным, рассмотрим возможные модели поведения и в Израиле, и вне Израиля.
В Израиле.
Работодатель в Израиле — это либо еврейское государство, либо частная фирма (организация), принадлежащая одному или нескольким евреям.
Поэтому если работодатель в своей фирме устанавливает правила, согласно которым работник будет вынужден, пусть даже не всегда, работать в шаббат, наниматься к нему нельзя. Даже в том случае, если он (работодатель) разрешает отдельным евреям (по их просьбе) не выходить на службу в субботу.
Оказывать помощь другому еврею в устройстве на такую работу тоже, разумеется, нельзя.
Исключение составляет работа в армии, в службах безопасности, полиции, медицинских учреждениях, в электрической и телефонной компаниях и т. д. То есть там, где трудовая деятельность непосредственно связана с жизнью людей (и заботой об их здоровье), с обеспечением безопасности граждан и всего государства.
Если же на предприятии или в учреждении, которые не входят в категорию исключений, работодатель не требует, чтобы сотрудники работали в шаббат, но некоторые из них делают это по собственной инициативе, работать на таком предприятии (в учреждении) можно. И, соответственно, можно помочь кому-то на такую работу устроиться.
Вне Израиля.
В этих условиях работодатели (государство или частные предприниматели), как правило, неевреи.
Поэтому независимо от того, какой режим труда установлен на предприятии (или в учреждении), еврей может в нем работать сам, а также помогать устроиться на эту работу другим евреям. Но при условии, что работодатель разрешает евреям, соблюдающим еврейские законы, заканчивать работу не менее чем за два часа до наступления шаббата, и в субботу, естественно, на работу не выходить. При этом работодатель, конечно же, имеет право удерживать из зарплаты еврея деньги за неотработанные часы, либо потребовать, чтобы еврей отработал освобожденные для проведения шаббата часы в будни или в воскресенье.
Если и вне Израиля работодатель — еврей (или группа евреев), при устройстве на работу в его фирму следует руководствоваться теми же рекомендациями, которые даны по поводу работы в Израиле.
Важно подчеркнуть, что изложенные здесь рекомендации в равной степени относятся ко всем евреям, независимо от того, соблюдают они еврейские законы или не соблюдают (надеемся, что «несоблюдение» — явление временное).
И последнее. Вы спрашиваете, можно ли считать помощь в устройстве на работу мицвой (выполнением заповеди помощи ближнему). Содействие, оказанное другому еврею в его поиске работы, — это мицва очень высокого уровня.