Научиться любить «плохого» брата

Почему Йосеф, ставший главным министром Египта, так долго не открывался своим братьям?

Европейские исследователи, не знающие еврейской системы ценностей, склонны объяснять действия Йосефа понятными для них мотивами: желанием отомстить братьям или властвовать над ними. Все эти объяснения вызваны стремлением низвести библейских героев до своего уровня и, в конечном счете, нежеланием принять истории Торы как урок. В действительности же поведение Йосефа можно правильно понять только в рамках еврейской концепции исправления и раскаяния.

После того как Яаков был похоронен, испугались братья и сказали: «Может быть, Йосеф… воздаст нам за все то зло, которое мы сделали ему». И велели они сказать Йосефу как бы от имени Яакова: «Отец твой перед смертью завещал: прости, молю тебя, вину братьев твоих, то зло, которое они сделали тебе». И когда говорили эти слова Йосефу, то понял он, что это слова братьев, а не отца, и заплакал сказав: «Как могли вы даже подумать, что я хочу наказать вас?! Ибо разве на месте Б-га я?» И он утешал их… (Берешит, 50).

Из последних слов Йосефа очевидно, что его поведение объясняется не желанием отомстить братьям (ибо не на месте Б-га он, чтобы судить или наказывать), а исключительно желанием помочь братьям исправиться. Йосеф — праведник, и его праведность выражается не только тем, чтобы самому не совершать грехов, но и тем, чтобы исправить окружающий мир.

Маймонид выделяет четыре уровня в процессе раскаяния: осознание своей неправоты, переживание чувства вины, действия исправления ущерба, и, наконец, попав снова в подобную ситуацию, больше так не поступать.

Если бы Йосеф сразу открылся своим братьям, то он получил бы полную власть над ними, но навсегда потерял бы возможность привести их к исправлению греха. Целью всех действий Йосефа было очистить братьев, чтобы они все вместе снова могли составить единую семью, а для этого он должен был «приподнять», возвысить братьев. Именно поэтому Йосеф должен был разыграть спектакль, хотя ему было тяжело это сделать: «И Йосеф хотел плакать, и ушел он в другую комнату, и плакал там, и умыл лицо свое, и скрепился» (Берешит 43:30) — и снова вышел к братьям и продолжил игру.

Йосеф последовательно ставит братьев в ситуации, в которых они проходят все четыре стадии раскаяния: вспоминают свой грех и признают неправильность своих действий, и переживают из-за содеянного, и готовы обойти Египет в поисках «пропавшего брата Йосефа». Но настоящее раскаяние состоит в том, чтобы не повторить свой грех, вновь оказавшись в ситуации, подобной первоначальной. И поэтому Йосеф вызывает Биньямина, тоже сына Рахели, любимой жены Яакова; сажает его за отдельный стол и угощает лучшей едой, чтобы вызвать зависть, которую в молодости братья проявили к нему самому; потом подкладывает ему кубок в суму, чтобы Биньямин выглядел в глазах братьев вором, не думающим об общей опасности, подобно тому, как когда-то в глазах братьев выглядел преступником Йосеф. И то, что братья даже в такой ситуации не согласились бросить Биньямина и проявили готовность пожертвовать собой ради него, и было тем действием, которое очищало их от греха продажи Йосефа.

Нет большой заслуги в том, чтобы не продать и не предать хорошего брата. Настоящее исправление состояло в том, чтобы научиться любить, и не продать, и не предать даже брата плохого, с которым ты не согласен, но все-таки брата.

Братья должны были научиться, что братство важнее всех разногласий. Поскольку братья не были согласны с Йосефом, то любое недопонимание в поведении младшего брата интерпретировалось ими в самом отрицательном свете. Так что постепенно братья уверились в мысли, что Йосеф — злодей и преступник, представляющий угрозу для их жизни. Они думали, что Йосеф хочет изгнать их из дома и стать единственным наследником отца. И тогда они решили купить безопасность, продав «плохого» брата.

Йосеф не смог довести до конца свой план очищения и исправления братьев. Он «не смог сдержаться» (Берешит 45:1) и признался братьям преждевременно. И потому в последующих веках, вплоть до нашего поколения, соблазн «продать плохого брата и этим купить себе безопасность» остался одной из самых опасных еврейских иллюзий.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора