Гидрут Раманаускиене и Лия Ингел встретились в международном аэропорту Кеннеди 24 ноября, до этого не видевшись 61 год. 77-летняя Гидрут прилетела в Нью-Йорк из литовской деревни Симнас, а 84-летняя Лия — из Тамарака во Флориде. Старушки обнялись и расплакались, понимая, что это может быть их последней встречей, но особого разговора не получалось, так как Лия, уехавшая из Литвы в 1945 году, туда больше не возвращалась и основательно подзабыла родной язык, а живущей в деревне Гидрут английский был совершенно ни к чему. Ее 73-летний брат Гинтаутас Иванаускас тоже собирался прилететь, но у него вышли затруднения с визой.
Католичка Гидрут Раманаускиене живет на той же ферме, где в годы Холокоста ее семья прятала семью евреев Ингел. Встреча в Нью-Йорке стала возможной благодаря Еврейскому фонду праведников (Jewish Foundation for the Righteous), который в числе прочего оказывает финансовую помощь христианам стран Восточной Европы, спасавшим евреев от истребления в годы Второй мировой войны. С 1995 года фонд свел 12 таких евреев с их спасителями. Семья Раманаускиене приютила двух незнакомых людей, зная, что это евреи, и целый год рисковала своими жизнями, укрывая их. Попав в США, Лия Ингел не забыла своих спасителей, и они с Гидрут переписывались и обменивались посылками. Но, по словам Ингел, общаться становилось все труднее, так как у литовской старушки сильно ухудшилось зрение, и было бы хорошо, если в Нью-Йорке или Флориде ее осмотрит окулист.
Во время войны Лия, урожденная Порт, и ее будущий муж Самуил Ингел жили в Ковненском гетто и входили в группу Сопротивления. В 1943 году члены группы бежали из гетто, оставив там свои семьи. Десять дней промучившись по лесам вдали от дома, Лия и Самуил поняли, что из их группы больше никого не осталось. «Нас было двое, — вспоминает Лия Ингел. — В лесу стоял сильный мороз, и мы подошли к жилищу попросить еду». Было это рядом с деревней Симнас, и прятавшийся там коммунист отвел Лию Ингел к своей глухонемой сестре Елене, согласившейся из милосердия приютить еврейку. На Самуила это милосердие не распространилось, и он остался в лесу.
Лия осталась на ферме Елены и ее мужа Петраса Иванаускаса. Обжившись, она расположила к себе хозяев, и они привели из леса Самуила Ингела, которого поселили в сарае. Лия и Самуил подружились с детьми хозяев. На ферме они прожили год — до прихода Советской армии, и в декабре 1944 года поженились. Лия и Самуил оказались немногими литовскими евреями, которые пережили Холокост. В результате оккупации Литвы немцами в 1941 году были уничтожены больше 91 % евреев. Когда в августе 1944 года немецкая оккупация сменилась советской, из 235 тысяч евреев в живых остались около 9 тысяч.
Иммигрировав в США, супруги Ингел попали сначала в Бостон, а потом в Нью-Йорк, где Самуил больше десяти лет водил такси. Лию не тянуло на родину, в муж все-таки рискнул поехать туда в 1995 году. Вернувшись, Самуил заболел лимфомой и умер, оставив сына Маршалла, которому сейчас 54 года. Сын и привез Лию Ингел из Флориды в Нью-Йорк, где на прошлой неделе Еврейский фонд праведников устроил в честь спасенных и спасителей обед в «Уолдорф-Астории». Такая вот житейская история.




