В прошлый раз мы сформулировали важную идею. Еврей, выросший среди другого народа, ощущает это как часть идентичности. Этот фактор может проявляться в двух направлениях.
В деструктивном варианте еврей может обижаться на народ, среди которого он жил, из-за конфликтов между народами и нанесенных евреям психотравм. И это отношение, став частью идентичности, может отравлять жизнь, так как любая обида имеет негативное влияние на того, кто не может ее отпустить.
С другой стороны, каждый народ обладает ценными достоинствами. Говорит еврейская мистика, что Б-г рассеял евреев среди разных народов, чтобы евреи «собирали искры святости» в виде ценных качеств доминирующего народа.
Кстати, изначально эту идею каббалисты применили к концепции Исхода евреев из Египта и Вавилона.Обе эти империи были мировыми культурными центрами Древнего мира.
И евреи, перед уходом из Египта, а позднее — из Вавилона научились многим важным вещам. Например, все названия еврейских месяцев были заимствованы из Вавилонского календаря.
Прольем свет на несколько важных моментов, связанных с идентичностью.
Очень часто в идентичность человек помещает свои привычки.
И когда возникает ситуация смены образа жизни, которая угрожает привычкам, человек защищается чрезвычайной агрессией.
Приведем жизненный пример. Человек многие годы ел какое-то некошерное блюдо и воспринимал эту свою вкусовую привязанность как часть личности. Если такому человеку предложить приобщиться к еврейству и начать соблюдать кашрут, он подсознательно воспринимает ситуацию как угрозу своей идентичности. И вошедшая в привычку любовь к этому блюду будет защищаться человеком как защита от атаки на идентичность.
Можно ли помочь такому человеку в приобщении к еврейству?
Одна из причин столь агрессивной защиты этой привычки состоит в том, что у такого человека почти нет более глубинных слоев идентичности.
Человек на более глубинных уровнях как бы «духовно пустой». И он вынужден себя ассоциировать не с духовными ценностями, а с набором привычек (за неимением лучшего).
Он интуитивно понимает, что если у него отобрать привычки, то возникнет ситуация «А король то голый!», то есть поверхностные слои идентичности убираются, а под ними ничего нет. И человек сопротивляется «отбиранию» у него привычек в такой ситуации.
Чтобы преодолеть саботаж – духовный рост такого человека должен происходить следующим образом. Нужна двухходовая «операция».
Сначала мы никак не пытаемся «напасть» на привычки человека.
«Первый ход» состоит в позитивном наполнении более глубинных слоев личности. Человек становится более духовным, более ответственным, более благородным. И тогда «вторым ходом» человек сможет гораздо более спокойно расстаться с частью своих привычек. Он не будет ощущать столь уж важным изменение своих предпочтений, если знает, что у него есть большие ценности. Этот процесс может занять несколько лет. Но он проходит более спокойно, без душевных мук и сражений и даже с чувством гордости за выход из рабства привычек, что соответствует идеям Песах.
* * *
Скоро первое апреля, день шуток и юмора. Юрий Магаршак вместе с художниками, артистами, музыкантами и раввинами нашего центра проводит 29 марта, в среду, в 7 р.м. вечер юмора — от талмудического до одесского, включая советский и антисоветский. Вечер будет транслироваться по телевидению 1 апреля по окончании шаббата.
Вход свободный. Адрес: 2915 Ocean Parkway