Благословенный наш праздник Йом Кипур! Даже у незнакомого мне (лично) Изи Киперваса появилось желание простить «не ведающую в своей злобе, что творит», Софию Гандлер «за ее полную подтасовок и искажений» статью (ЕМ № 749). Хотя, на мой взгляд, доктор удостоился бы гораздо большей заслуги, если бы сам попросил прощения у еврейских патриотов Виталия Раевского, Игоря Аксельрода, Леонида Школьника и других, кого он совершенно незаслуженно обвинил в антисемитизме.
Впрочем, надеяться на это не приходится.
Теперь о самом «Прощении…». Кипервас приводит слова рава Льва Кацина: «Человек должен проявлять терпимость и доброту…». Но, к сожалению, на мой взгляд, именно этих достоинств доктор и не проявляет, в частности по отношению к уважаемому публицисту, преподавателю иудаизма Денису Прейгеру, у которого он также разглядел «скрытую форму антисемитизма» (какое-то особое чутье). Причиной тому послужила написанная Д. Прейгером и рабби И. Телушкиным популярная книга «Почему евреи? О причинах антисемитизма» – их семилетний труд.
О причинах антисемитизма
Чтобы было понятно, в какой степени уважаемые авторы, по мнению И. Киперваса, не любят евреев, несколько слов об их книге.
Д. Прейгер и И. Телушкин считают, что эффективно бороться с антисемитизмом (а в конце книги они дают свои рекомендации) можно, если знаешь его истинные причины. Они убедительно доказывают, что главной причиной многовекового антисемитизма являются иудаизм – вера евреев в единого Б-га, и высокие моральные ценности.
Именно это вызывало ненависть у язычников, ибо монотеизм евреев опровергал их верования, а высокая моральная планка была для них недоступна.
В IV веке н. э. в Римской империи язычество уступило место созданному кучкой евреев христианству, которое взяло все основные идеи иудаизма. Отцы церкви предлагали язычникам не только всеобщего Б-га евреев, но также и сына Б-жьего в человеческом образе. Иисус был евреем, соблюдавшим Закон; и основатели религии видели опасность в том, что евреи не признают его в качестве Бога-человека. Они обвинили евреев в убийстве Христа, а так как Б-га мог убить только дьявол, то евреев объявляют порождением дьявола, причем, во всех поколениях. Таким образом, Новый завет канонизировал антисемитизм для миллионов христиан на многие века. Эту ненависть европейцев к евреям использовали гитлеровцы. Как пишут авторы: «Основной причиной успеха нацистской политики явилась готовность населения Европы к сотрудничеству».
Сейчас времена изменились, и авторы книги отмечают: «Евреи должны признать, что в современном мире христианство часто выступает в роли союзника, а не гонителя евреев. Ислам и левые – главные поставщики мирового антисемитизма».
Ислам тоже зародился в лоне иудаизма (VII век). Еврейское учение оказало глубокое влияние на Мухаммеда.
Однако он захотел, чтобы евреи признали его своим пророком и приняли ислам как кульминацию иудаизма. В ответ на нежелание евреев принять его требования он ополчился на них и их религию и поступил так, как в свое время поступили христиане. В Коране (как и в Новом Завете) он благословляет антипатию мусульман к евреям на все последующие века, заложив фундамент мусульманского антисемитизма.
В 720 году преемник Мухаммеда – Омар – постановил, что евреи и христиане (джимми) всегда должны признавать свое подчиненное положению по отношению к мусульманам. Только в таком статусе мусульмане должны принимать немусульманский мир.
Авторы пишут: «Источник ненависти большинства мусульман к Израилю заключается не в политике еврейского государства и даже не в его границах, а в самом факте его существования».
«Нееврейские евреи»
Что же в этой книге вызвало недовольство доктора?
В 200-страничной публикации есть глава «Нееврейские евреи» (с. 54 – 67). По поводу ее Кипервас заявляет: «Гнев их (Прейгера и Телушкина) направлен против «нееврейских евреев», которые не хранят «верности иудаизму». Это определение «нееврейские евреи» – уже явное оскорбление, прикрытое псевдонаучной терминологией. Выдвинул ее Д. Прейгер».
На самом деле, гневная докторская риторика абсолютно беспочвенна, ибо в книге речь идет о людях, которые сами отделились от своего народа, утратили связь с ним. Среди многочисленных примеров, приведенных в публикации, – Лев Троцкий (Бронштейн). «…Когда в 1920 году его посетили главы московской еврейской общины с просьбой защитить евреев от погромов, Троцкий им в этой просьбе отказал. Он заявил: «Я не еврей, я социал-демократ. Это все». На что главный московский раввин Рабби Мазех с горечью ответил: «Троцкий делает революцию, а Бронштейн расплачивается».
Не ощущавшие себя евреями коммунистические лидеры еще больше подогревали антисемитизм. Из-за их деятельности в Украине убили 50000 ни в чем не повинных евреев.
Вот какое содержание вкладывают авторы в понятие «нееврейские евреи». Не обращая на книгу внимания, Кипервас по-своему объясняет это понятие и осуждает авторов согласно собственному толкованию: «Чем определение «нееврейский еврей» не дискриминационный термин, не скрытая ли это форма еврейского антисемитизма?»
«Плохие» и «Хорошие»
Мне так же непонятно, зачем доктор противопоставляет нас, «хороших» русских евреев, «переполнявших синагоги» в России (в Ленинграде была одна синагога на более чем 100000 евреев), сохранивших язык идиш, и «плохих» американцев, утративших все и считающих «родным английский язык».
Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что доктор тоже пишет не на иврите. А на каком языке, в основном, говорят наши дети и внуки? Но в любом случае, в синагогах в праздники мы с американцами вместе, все свои – один народ. Мы вместе на всех митингах и демонстрациях в поддержку Израиля, куда «плохие» американцы приходят с семьями, с детишками, во много раз активнее нас, «хороших». Например, на параде «Салют, Израиль!» американских евреев из Нью-Йорка и соседних штатов бывают обычно сотни тысяч, а наших (празднующих в это время «русскую культуру»), как правило, не более 100 человек.
Тем не менее, у Киперваса к Америке свои претензии: «И когда российские евреи начали прибывать в США, местные еврейские организации их в упор не замечали (да и сейчас не замечают)».
Разве? А NYANA? А для кого работают с полной нагрузкой многочисленные Еврейские центры в каждом районе города, почти при каждой синагоге? Да и стоит ли перечислять то, что известно каждому русскоязычному иммигранту? За прием, который они нам оказали и оказывают, великая им благодарность!
Наша «благодарность»
Уже во второй раз доктор упорно утверждает: «Борьба за выезд евреев из СССР, все эти демонстрации под лозунгом «Отпусти народ мой!» были политической акцией, чтобы доказать, что Россия является Империей зла. Другим приемом для ослабления бывшего СССР была «перекачка» мозгов, прежде всего еврейских… Делалось это для расшатывания Советского Союза на деньги американского правительства… ».
«В полной подтасовок и искажений» статье я уже писала, насколько эти слова противоречат общеизвестным фактам и документам. Представляю, как высказывания Киперваса обидны для людей, которые этому благородному делу посвятили годы. Не понимаю, кому нужно было доказывать, что «Россия – Империя зла». Неужто на самом деле доктор верит тому, что написал. Ведь если так просто было раскачать громадный Советский Союз, то почему бы сейчас во имя мира, во имя жизни на Земле, Америке не повторить свой успешный опыт и не «раскачать» во много раз меньшие страны – Иран, Ирак, Северную Корею, Сирию? «Раскачать» так, чтобы все «мозги перетекли», и дело с концом.
В заключение скажу: меня радует, что Йом Кипур еще не скоро, и я очень-очень надеюсь, что больше никто не захочет меня «прощать».