Сразу после кливлендского съезда республиканцев проведенный среди всех зарегистрированных избирателей 21 июля опрос показал, что Дональд Трамп опережает Хиллари Клинтон на 3%. Сразу после съезда демократов в Филадельфии проведенный 29 июля опрос показал, что Хиллари Клинтон опережает Дональда Трампа на 9%. С тех пор эти показатели колебались, но в общем кандидат демократов сохраняла преимущество, ощутимое даже при допустимых погрешностях — плюс-минус пару процентов.
Хиллари Клинтон оставалась то на ноздрю, то на полголовы впереди, хотя критика обрушивала на нее ушат за ушатом новых обвинений, а Дональд Трамп, умерив победоносное хамство начала своей кампании, жег сердца избирателей более тактичным глаголом. Образованную Америку этот глагол по-прежнему возмущал, но те, кто попроще, благоволят политикам, которые, как Трамп, рвутся к победе, а не, как Клинтон, уже считают себя таковыми. Повидавшись в Мексике с ее президентом, а затем произнеся в Аризоне речь о том, как следует поступать с нелегалами-мексиканцами, Трамп вызвал прилив избирательской симпатии.
Последний опрос, проведенный с 1 по 4 сентября телеканалом CNN и авторитетной международной компанией ORC (Opinion Research Corporation), установил, что за республиканца Трампа готовы проголосовать 45% избирателей, а за демократа Клинтон 43%. Партия либертарианцев во главе с Гэри Джонсоном получила 7% поддержки, а Зеленая партия и ее кандидат Джилл Стайн — 2%. В августе тот же опрос показал, что Хиллари Клинтон опережает Дональда Трампа на 8%.
Утешительные для Трампа результаты гонки ноздря в ноздрю можно разбавить результатами опроса, который с 29 августа по 4 сентября провели телеканал NBC и серьезная интернет-компания с несерьезным названием Survey Monkey. Они установили, что Клинтон опережает Трампа на 4% (41 : 37). Первый опрос, в котором участвовали 1001 респондент, можно считать авторитетнее, а второй с 32 226 респондентами — представительнее.
Так или иначе, опросы подтверждают, что лагеря установленных сторонников обоих кандидатов примерно равны, и тут радостью для Трампа стало сообщение опросчиков CNN/ORC, что среди независимых избирателей его готовы поддержать 49%, а Клинтон — 29%. На это кандидат демократов отозвалась с обычной отмашкой. «Я ведь не обращаю внимания на опросы, — сказала она репортерам на борту своего чартерного «Боинга». — Когда они для меня хорошие, а таких за последнее время было много, я не обращаю внимания. Когда они не такие хорошие, я тоже не обращаю внимания. Мы на пути, которым идем». Трамп отозвался в своем твиттере кратким восклицанием: «Спасибо! Америка прежде всего!»
Не то чтобы комментируя заявление Хиллари Клинтон в самолете, который она превратила в «летающую крепость» своего общения с прессой, а так, вообще, консервативный обозреватель Рич Лури написал, что в предвыборной борьбе кандидат демократов предпочитает о себе не высказываться. Речи Хиллари Клинтон, включая ее программную речь на съезде в Филадельфии, особого впечатления не производят, не запоминаются, и цитаты из них вряд ли войдут в школьные учебники истории США.
«В борьбе за Белый дом, — написал редактор журнала National Review Лури, — она опирается больше на силу своей организации, чем на саму себя».
В данном случае Рич Лури сравнивает Хиллари Клинтон с бывшим губернатором Массачусетса демократом Майклом Дукакисом, который умудрился в 1988 году стать кандидатом своей партии в президенты и проиграл Бушу-старшему, «проводя в реальном времени эксперимент, можно ли стать президентом без президентской кампании». Да что там Дукакис, второй в истории США после Спиро Агню губернатор-грек, — Лури сравнивает Хиллари Клинтон с Уильямом Маккинли, который в 1897 году стал 25-м президентом США, победив в предвыборной кампании front-porch, то есть с крыльца своего дома.
С учетом популистской ереси, которой Трамп изо дня в день оскорбляет и злит образованную Америку, ее кумирша Хиллари Родэм Клинтон должна обгонять этого мужлана на милю, а она понуро плетется ноздря в ноздрю с ним, не обращая внимания на опросы.
Весь август, когда Клинтон шла впереди Трампа, ее практически не было слышно, не считая, конечно, постоянных встреч с подготовленными сторонниками и дежурных поцелуев с активистами. Волей-неволей ход кампании задавал Трамп, то выставляясь, то подставляясь очередным заявлением, которое немедленно принимались обсуждать в СМИ его немногочисленные сторонники и многочисленные противники. Сдерживая себя, он выиграл немного, но и Хиллари Клинтон утратила почти все необходимые для победы качества. Она провела в политике худо-бедно 25 лет и не предлагает ничего нового, а к тому же, по словам Рича Лури, «не увлекает и не развлекает, ее речи никогда не минуют риторику, а ее смех самый неискренний среди американских политиков».
Во время первичных выборов демократов Хиллари Клинтон явно уступала энергии Берни Сандерса и обретала голос только на критике Дональда Трампа, хотя и Сандерс начал поругивать ее только на финише. Ставленница самой себя и своего клана, Хиллари Клинтон не придерживается ни этических, ни, возможно, юридических норм, что ей позволено либеральной моралью и нынешней администрацией. До выборов ей предстоит трижды встретиться с Трампом в дебатах, и, судя по списку модераторов этих дебатов, они не будут терзать ее острыми вопросами, но у Трампа останется право голоса, и следом за ней на выборы потянутся и пропавшие электронные письма, и вольности с секретными документами, и деньги семейного фонда, и прочая грязь, в которой не так уж и давно к большой политике не подпускали на пушечный выстрел.
За Хиллари Клинтон помнят и старые грехи, но, чтобы избежать новых препятствий на ее пути в Белый дом, написал Рич Лури, «во всех отношениях богатым и невероятно известным супругам Клинтон несколько последних лет следовало вести себя капельку респектабельнее». То же самое можно сказать о Дональде Трампе, но он не был ни сенатором, ни госсекретарем, а его соперница строит свою избирательную стратегию на воплощении в нем всех зол Америки. Трамп ведет себя точно так же, но у него больше оснований утверждать, что, считая себя неприкасаемой, Хиллари Клинтон зашла слишком далеко.
Но почему бы ей этого не делать, если ФБР ведет себя не как гарант соблюдения закона, а как придаток ее избирательной кампании? Сначала бюро провело тщательное расследование, изучив электронные письма бывшего госсекретаря Клинтон, а в пятницу, накануне Дня труда, опубликовало документы своего расследования, тем самым лишив их силы.
Она может быть скучной, неприятной и не вызывающей доверия, но она бесстрастна. Аргументы Хиллари Клинтон против Дональда Трампа основаны на ее характере и темпераменте больше, чем на всем остальном. Хиллари ставит на то, что если ей удастся представить Трампа опасным и предсказуемым тугодумом, по сравнению с ним она будет выглядеть притягательнее. Рич Лури называет это «смелым гамбитом в игре за победу личности, которой нет».