Йом Кипур – уникальный день для еврейского народа. Очень многие из светских евреев, которые не чувствуют в себе связи с нашими духовными традициями, тем не менее, в этот день постятся и приходят в синагоги.
Но, к сожалению, заканчивается Йом Кипур, и снова «разлука» на целый год.
Почему же так тяжело наладить взаимопонимание?
Суть проблемы в том, что, когда светский человек оценивает иудаизм, он не задает вопроса, для чего же он нужен, а оценивает внешнюю форму.
У любой вещи должна быть своя цель, и у нее есть внешняя форма. Когда нам в магазине предлагают незнакомую вещь, мы первым делом выясняем, для чего она может нам понадобиться.
Касательно иудаизма: светский еврей говорит, к примеру, что ему не нравится форма иудаизма, но редко задает вопрос: «А что он мне дает»?
Объясняют наши мудрецы, что цель иудаизма – совершенствование человека.
Рассмотрим один из основных аспектов.
Наша традиция объясняет, что в человеке должны быть развиты две силы – сила желания и умение им управлять.
Если у человека нет желаний, то в нем как бы нет самой жизненной силы. Кто же управляет нашими желаниями?
Желание – это как двигатель машины. Без него машина будет стоять на месте. Но нам нужен и руль, который будет направлять машину в нужную нам сторону.
Многие религии призывают к аскетизму как к идеалу. Тора говорит нам: желание это нормально, плохо если желание руководит нами, а не мы им.
Современный мир все более агрессивно пытается управлять извне нашими желаниями. Вся реклама, которой наполнены наши города, стремится пробудить в нас желание приобрести то, что выпускает заказчик рекламы. И чем более агрессивно нас обрабатывают, тем важнее нам удержать в своих руках «руль» – контроль над своими желаниями.
Объясняют мудрецы, что наша традиция воспитывает в нас умение быть хозяином своего мира желаний.
Приведем несколько примеров.
Работа большинства современных людей заставляет постоянно думать о ней. Шаббат дает нам возможность один день в неделю не думать о работе и отдохнуть от рекламной агрессии на радио и телевидении.
Когда человек хочет есть, на него начинают «давить» силы природы. А когда мы с достоинством читаем перед едой благословение и вспоминаем о Вс-вышнем, то показываем, что мы – выше природы.
Существует еще много «еврейских способов» научиться управлять своими желаниями, о них мы поговорим в другой раз.
Хочу отметить оптимистический момент: у светского человека есть два сильных природных желания – он хочет есть и не желает ходить в синагогу. И тем не менее, каждый Йом Кипур мы действуем вопреки своей природе. Этим мы демонстрируем, что в каждом еврее есть духовные силы. И если мы уделим их развитию больше внимания в течение всего года, то станем подлинными хозяевами своего внутреннего мира.