Почему Кремль не признает версию о бомбе исламистов

InoPressa

Обзор прессы

Почему Кремль не признает

C места падения российского Airbus A321

Западные разведслужбы почти уверены: группировка Абу Усамы аль-Масри «Вилаят Синай», дочерняя ИГИЛ, использовала «крота» в аэропорту Шарм-эш-Шейха, чтобы заложить бомбу в российский A321. Россия все еще не признает связь между терактом и взрывом на самолете, и в еще меньшей степени — связь между трагедией и своим военным вмешательством в Сирии. «Путин исчез с экранов ТВ», — замечают СМИ.

Как заявили американские чиновники в воскресенье, теперь разведслужбы США полагают: так называемый «перевес разведданных» о катастрофе российского авиалайнера над Египтом указывает, что причина — во взрыве бомбы, подложенной террористами, пишет The Wall Street Journal.

Оценка основана на перехватах разговоров и совокупности других обрывочных разведданных, а не на судебных доказательствах (наподобие обломков бомбы, которые еще предстоит проанализировать), которые могут навести на иные выводы, подчеркивают источники.

Бомбу, вероятно, подложили боевики из египетской организации, аффилированной с ИГИЛ, «но разведданные наводят на мысль, что боевики из организации «Провинция Синай» («Вилаят Синай»), возможно, сделали это без предварительного согласования с высшими лидерами ИГИЛ в Сирии и Ираке», — утверждает издание.

«Новейшее доказательство — это сама запись с «черного ящика», указывающая, что в самолете был взрыв, — сказал в интервью Fox News член Палаты представителей Майкл Маккол. — Если объединить это с данными спутника о тепловой вспышке на борту самолета, тем фактом, что ИГИЛ объявило войну России, а самолет был российский и летел в Россию, и дополнить разведданными США и Великобритании, то все признаки указывают на тот факт, что это ИГИЛ подложило в самолет бомбу».

«Раскрыт подозреваемый в организации подрыва российского пассажирского самолета близ Шарм-эш-Шейха», — пишут корреспонденты The Sunday Times.

В прошлом году в Сирии лидер группировки «Вилаят Синай»- египетский священнослужитель Абу Усама аль-Масри — заключил договор о сотрудничестве с ИГИЛ, говорится в статье. В эти выходные чиновники из Уайтхолла подтвердили, что Масри — «интересующее нас лицо» и что Великобритания готова содействовать Египту или России в проведении операции по его захвату или устранению.

«Лицо, известное под именем Масри, взяло на себя ответственность за крушение российского самолета в аудиообращении в прошлую среду. Высокопоставленные сотрудники разведслужб полагают, что группировка Масри воспользовалась услугами своего тайного агента в аэропорту. Есть опасения, что «крот» все еще на свободе», — передают корреспонденты.

ФБР поможет России расследовать крушение самолета в Египте, пишут журналисты Майкл С.Шмидт и Дэвид Д.Киркпатрик в The New York Times.

«Одни американские чиновники говорят, что россиянам нужна помощь в проведении криминалистического анализа для выявления причин падения Airbus 321-200, другие утверждают, что поступивший от российской стороны запрос был более общим. Хотя большая часть обломков разбросана по пустыне на площади около 80 квадратных миль, некоторые фрагменты отправлены в Москву на анализ», — сообщается в статье.

«Россияне редко обращаются с просьбами, подобными этому запросу. Некоторые американские чиновники интерпретируют это как признак того, что следователи столкнулись с трудностями», однако, возможно, «обращение России к американцам может служить геополитическим интересам», говорится в публикации.

«Хотя Россия, возможно, действительно нуждается в опыте ФБР, чтобы расследовать загадку крушения, Кремль может воспринимать это сотрудничество также как дополнительную возможность партнерства», — полагают авторы.

В Каире в субботу глава египетского комитета, расследующего катастрофу, сказал, что следователи сосредоточены на звуке, который слышен на последней секунде 23-минутной записи бортовых речевых самописцев. Но он настаивал, что все еще преждевременно рассматривать какие-либо конкретные объяснения.

Российские власти предпочитают придерживаться позиций, близких властям Египта, и все еще отказывается обсуждать версию о теракте, пишет Пьер Авриль в газете Le Figaro.

«Западные источники склоняются к версии о теракте как причине катастрофы А321, но это ничего не меняет в российском восприятии событий. Москва формально отказывается устанавливать связь между терактом и взрывом на самолете, и в еще меньшей степени — связь между трагедией и российским военным вмешательством в Сирии. Официальные источники говорят лишь то, что приборы прекратили фиксировать обстановку на борту на высоте 9400 м, до этого полет проходил нормально. Все остальное — якобы черная дыра. В воскресенье российские государственные телеканалы стали менее активно освещать трагедию», — рассказывает корреспондент.

Владимир Путин подписал указ о прекращении полетов между Египтом и Россией на основании «рекомендаций российских спецслужб». Пресс-секретарь Дмитрий Песков настаивал на том, что приняты в расчет соображения общей безопасности и факт крушения самолета.

Российские СМИ интересуются последствиями прекращения авиасообщения для своих соотечественников, продолжает Авриль. Всего предстоит вывезти из Египта 78 тыс. россиян. В большинстве случае багаж летит отдельно от хозяев, и это создает логистические проблемы. Внимание телезрителей, пишет автор, привлекают к материальным проблемам, за исключением скромной церемонии, прошедшей в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, когда 224 ударов колокола прозвучали в память о жертвах катастрофы.

В это время Владимир Путин, обычно присутствующий на ТВ, исчез с экранов. «Он ждет итогов расследования. А потом настанет время подвергать сомнению достоверность фактов. Постепенно страсти улягутся, и российское телевидение займет эфир другими новостями», — заключает Авриль.

Кремль, очевидно, стал серьезнее воспринимать идею о предполагаемой бомбе, считает Нил Макфаркуар, постоянный автор The New York Times: в пятницу вечером были приостановлены полеты россиян в Египет и организована срочная эвакуация.

По прогнозам аналитиков и экспертов, если версия о теракте подтвердится, это только укрепит решимость Путина еще активнее вмешаться в ближневосточные события. Во-первых, отмечает Макфаркуар, теракт против гражданского авиалайнера подтвердит то, что российские интересы уже находятся под угрозой. Во-вторых, вторжение Путина в Сирию было воспринято как попытка России продемонстрировать возвращение себе статуса мировой державы, а поворот назад после первой неудачи перечеркнет это впечатление.

В-третьих, российский лидер утверждал, что Запад и в особенности США вскоре после «арабской весны» бросили на произвол судьбы своих арабских союзников. Россия же много десятилетий поддерживает в регионе Сирию, а также Путин ищет расположения египетского президента аль-Сиси. «Теракт, совершенный врагами египетского правительства, скорее всего, укрепит, а не ослабит эти усилия», — говорится в статье.

«Если это был теракт, то это повышает ставки и связывает сирийскую операцию с большими потерями», — считает политический аналитик Владимир Фролов. По его словам, проблема в том, что «при помощи нынешней российской стратегии нельзя победить «Исламское государство». Макфаркуар напоминает, что стратегия заключается в поддержке с воздуха крайне слабой армии Асада, которая должна сама перейти в наступление на противников, включая ИГИЛ.

Алексей Макаркин, аналитик Центра политических технологий, усматривает две основные возможности для России. «Россия может активизировать сирийскую операцию, послать туда больше военных и добровольцев для поддержки Асада», и это еще больше ухудшит отношения с Западом. Второй сценарий: «борьба с «Исламским государством» станет приоритетной по отношению к поддержке Асада» и «Россия заставит Асада сделать шаги в сторону создания переходного правительства».

Политолог Станислав Белковский утверждает, что Путин вторгся в Сирию для удовлетворения собственных международных политических амбиций и, следовательно, будет отрицать все, что позволяет предположить, что простые россияне могут заплатить за эту авантюру. Власти «не хотят связывать авиакатастрофу с Сирией, потому что тогда придется отвечать на вопрос, для чего Россия вообще полезла в Сирию и действительно ли отвечает такой шаг интересам государства», — сказал Белковский в эфире «Дождя».

Но у Кремля есть один важный рычаг в формировании общественного мнения: раздутые пропагандой антизападные настроения. «Сторонники Кремля быстро представили крушение самолета как очередной пример преступных действий Запада», — пишет Макфаркуар, напоминая о версии информагентства «Спутник» о причастности к катастрофе британских спецслужб.

МИД РФ предположил, что Запад утаивает информацию о крушении A321, — это свидетельство нынешнего недоверия между двумя сторонами.

Однако некоторые аналитики говорят, что медленная реакция Кремля отражает собственную осторожность Путина и желание не навредить Египту: речь не только о туризме — для России важно иметь сильного суннитского союзника, в то время как она состоит в альянсе с двумя шиитскими правительствами — Ираном и Сирией — в борьбе с джихадистами-суннитами.

«Как бы то ни было, многие ожидают мощного ответного удара в Сирии, если крушение самолета окажется связанным с «Исламским государством», — говорится в статье.

«Теракт против российских граждан — это объявление войны всем россиянам, — заявила политолог Татьяна Становая. — Сирийская кампания, таким образом, становится не только делом амбиций Путина, но и делом национального реванша».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Штрайхер

писатель, одессит, проживает в Бруклине, Нью-Йорк
Все публикации этого автора