Как реагируют на последние события арабы, живущие в Израиле и в Палестинской автономии? Изменилось ли их отношение к происходящему после того как жертвами ракет «Хизбаллы» стали не только евреи, но и арабы?
Во время первой войны в Персидском заливе арабские жители Иудеи, Самарии и Газы с восторгом встречали каждый иракский «Скад», падавший на израильские города. Как только в Израиле начинали выть сирены и население, натягивая противогазы, пряталось в герметизированные комнаты, арабы с территорий взбирались на крыши. Они хотели собственными глазами видеть летящие ракеты и, дождавшись, сопровождали их радостными криками и плясками.
Реакция их собратьев в Израиле была более сдержанной, но, тем не менее, в нескольких городах прошли демонстрации, участники которых несли плакаты «Саддам, задуши их газом!» Даже израильские левые были возмущены, а один из столпов МЕРЕЦа Йоси Сарид заявил: «Пусть теперь арабы меня поищут». Но никто искать его не собирался, арабы поклонялись новому кумиру – Саддаму Хусейну.
К сожалению, следует отметить, что нынешняя реакция арабского населения на обстрелы «Хизбаллой» территории Израиля мало чем отличается от той, свидетелями которой мы были 16 лет назад. После каждого сообщения о жертвах среди израильтян в ПА точно так же пляшут на крышах и раздают на улицах конфеты. Население Автономии не отрывается от транзисторных радиоприемников (после разрушения ЦаХаЛом трансформаторных подстанций телевидение практически не работает). Но даже и радиоинформация о попаданиях ракет встречается криками восторга.
А место Саддама Хусейна занял шейх Насралла. Его портреты сегодня можно увидеть на каждом шагу, его с благоговением называют единственным арабским лидером, который ежедневно наносит удары по престижу Израиля, унижая «сионистских оккупантов». После захвата двух заложников все радиостанции Автономии непрерывно транслируют речи шейха, в которых он обещал удивить сионистов. Пика же популярности Насралла достиг после попадания ракеты «Хизбаллы» в израильский ракетоносец у побережья Бейрута.
Впрочем, вряд ли стоило ожидать чего-то другого от палестинского населения. Напомню, эти люди совсем недавно привели к власти ХАМАС и, несмотря на все проблемы, возникшие после этого, по-прежнему остаются довольны своим выбором, считая, что единственным языком, которым следует разговаривать с Израилем, является язык терактов. Но арабы – граждане Израиля могли бы придерживаться более разумного подхода. Особенно после того как от «Катюш» пострадали и арабские деревни, и арабские жители Хайфы. Но эти благие надежды так и остались надеждами.
Бывший заместитель мэра Хайфы, депутат горсовета Элиас Матанс счел своим долгом подвергнуть критике не «Хизбаллу», а Израиль: «Я считаю, что реакция ЦаХаЛа была непропорциональной, его удары по гражданским инфраструктурам Ливана совершенно излишни».
Но всех переплюнул бывший депутат кнессета, житель Хайфы Мухаммед Миари. По его мнению, военные действия начала вовсе не «Хизбалла», а Израиль. «Израиль вторгся в Ливан – страну Насраллы, и тот действует соответственно, защищая свою территорию. Кто-то считает его террористом, но я называю его защитником отечества».
Ни убавить, ни прибавить. Эти заявления делаются в самый разгар войны, когда более миллиона жителей Израиля находятся в бомбоубежищах, а жизнь севера страны парализована. Да, конечно, Израиль – страна демократическая. Каждый его гражданин имеет право на собственное мнение и на полную свободу выражать его публично. Но если Израиль хочет сохраниться не только как демократическое общество, а как общество вообще, он будет обязан принять меры против тех, кто является пятой колонной и открыто солидаризуется с его врагами, сеющими смерть и разрушение.
Одновременно следует задуматься и над тем, что израильское общество должно сделать для улучшения отношений с большинством арабских сограждан, которые даже под огнем «Хизбаллы» пусть и не поддерживают Насраллу, но все же воздерживаются от его осуждения.
«Курсор-Инфо»