Каждому иммигранту приходится преодолевать свои трудности, адаптироваться к новым условиям. Как бы это ни было трудно, все же возможно и выучить язык, и найти работу. Но как справиться с обрушившейся на нас проблемой выбора? Там мы не выбирали власть, не выбирали мы и школ для себя и своих детей. Здесь же есть все, даже самые разные еврейские школы.
Труднее всего выбрать школу для своих детей. Не только потому, что в Америке кризис образования, и найти хорошую школу чрезвычайно трудно. Для того, чтобы сделать правильный выбор, недостаточно одной лишь прагматики. Да, хорошее образование очень важно. Но наряду с вопросом о том, где ваш ребенок получит лучшее образование, встает и не менее важный вопрос: каким ценностям он будит служить, частью какого народа являться?
КЕМ МЫ СЕБЯ ОЩУЩАЕМ
Жизненный парадокс, впрочем, заключается в том, что как раз те, кто думают не только утилитарно — “как взять себе?”, но и вопрошающие — “как дать себя?”, больше получают и большего добиваются.
Вы знаете, почему так трудно решиться отправить детей в еврейскую школу (если только эту проблему выбора не облегчает плачевное состояние государственных)? Для этого необходимо самому ощущать себя евреем! Основоположник хасидизма Баал Шем Тов писал, что дети — это материализация мыслей, помыслов родителей. В свете сказанного начинаешь по-новому понимать тех, кто, вместо того, чтобы спорить на тему, кого галахически считать евреем, говорят: дело не только в том, у кого мать еврейка, еврей тот, у кого сын будет евреем! И сын, и внук, и правнук! И если судить по последним данным исследования еврейской общины США, то таких евреев, к сожалению, меньшинство. 56% евреев вступают в брак с неевреями, а их дети в большинстве не считают себя евреями. Так неужели американское еврейство стоит перед опасностью полного исчезновения? И да, и нет. Цифра 56 — среднестатистическая, включающая в себя всех евреев США и все ортодоксальные и хасидские общины страны, в которых ассимиляция не наблюдается вообще, и переваливающих 85-процентный рубеж секулярных евреев, живущих вне крупных еврейских общин. Общая тенденция очевидна: чем ниже уровень еврейского образования, тем выше процент ассимиляции… Мы сумели пережить тоталитарную Россию, но как нам выжить евреями в свободной Америке?
Наша недельная глава повествует о Яакове, покидающем страну Израиля. Он бежит из родительского дома, потому что брат Эйсав замышляет убить его. Эйсав хочет отомстить Яакову за то, что тот получил благословение отца Ицхака и право на первородство, право на продолжение союза, заключенного Всевышним с Авраамом. Мать Яакова Ривка советует ему бежать из страны Израиля в Харан, там живет ее брат Лаван. Лаван — хитрый и опасный человек. Он лицемерно встретил Яакова с распростертыми объятиями, чтобы затем превратить его в безликого и безропотного раба.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ СОН
“И вышел Яаков из Беэр-Шевы и пошел в Харан…”. Итак, выйдя из Беэр-Шевы и направившись на север, Яаков дошел до того места, на котором встанет в будущем Иерусалимский Храм. “И заночевал там, потому что зашло солнце. Взял камни этого места и положил под голову, и лег, и видел сон. И вот над ним Всевышний, и говорит ему: “Я Б-г Авраама и Б-г Ицхака, отца твоего. Землю, на которой лежишь ты, тебе и потомкам твоим дам. И будет потомков твоих так много, как песка земли, и распространятся они к морю, и на восток, и на север, на юг. И благословятся тобой все народы земли. А я с тобой и храню тебя всюду, куда бы ты ни шел, и верну тебя на эту землю…”.
И встал Яаков утром, и взял камень, и поставил его памятником, и возлил на него оливковое масло…”.
Бегство Яакова из Израиля и его знаменательный сон играют чрезвычайно важную роль не только в его жизни, но и в судьбе еврейского народа. Ведь Талмуд учит нас, что “все события в жизни наших отцов повторяются в истории их потомков — еврейского народа”.
Яаков покидает Израиль, спасаясь бегством от гнева своего брата Эйсава. Это пророческий символ того, что евреи будут изгнаны из своей страны римлянами — царством Эдома — используемый символ потомков Эйсава, всех тех, кто стремился физически уничтожить евреев.
Яаков направляется к внешне дружелюбному, но коварному Лавану, стремящемуся поработить его.
Это пророчество того, что евреям предстоит переезжать из стран откровенного антисемитизма в страны, внешне принимающие евреев с распростертыми объятиями, а на деле пытающиеся уничтожить евреев духовно.
Но почему Яаков, направляясь в изгнание, возлил на памятник оливковое масло? Талмуд учит нас, что это намек Торы на праздник оливкового масла — Хануку, отмечающий великое чудо существования народа Израиля в изгнании. Ведь, подобно оливковому маслу, нерастворимому в воде, евреи не растворились в море окружавших их народов.
Впрочем, оливковое масло — это и источник света, символ знаний Торы. А чудесная история ханукальной свечи напоминает нам о нашей собственной исторической судьбе и о нашей миссии — быть светочем для народов! Но ведь для того, чтобы светить другим, необходимо сначала самим наполниться светом.