– Здравствуйте, уважаемый рав Эссас!
Где-то год назад я столкнулся с такой проблемой: на приеме у консула Израиля в Украине в своей анкете я написал: «Вероисповедание — христианин». Консул посмотрел на меня и сказал: «Объясните, как еврей может быть христианином?»
Я и написал, что отец (украинец) втайне от моей матери (еврейка) в младенчестве отнес меня в церковь, в которой я больше никогда не был, и окрестил. Естественно, я получил отказ в репатриации от консула.
Он, правда, сказал, чтобы я приехал позже, но считает, что я просто еще не готов ехать в Израиль. Сразу после посещения консула я пришел в синагогу, где в первый раз надел тфилин. Теперь у меня есть свой личный тфилин, дома висит мезуза, стараюсь соблюдать шаббат и другие праздники, недавно сделал обрезание.
Через полгода я случайно узнал, что у меня в документах стоит отказ. И моя мечта рухнула от такой неожиданности.
Главный раввин моего города написал письмо в консульство, что я соблюдаю традиции, изучаю Тору, и он готов за меня поручиться.
Но со мной в консульстве даже говорить не хотят! Что мне делать? И как мне получить визу репатрианта?
С уважением, Натан, Украина
– То, что Вы после визита к консулу пришли в синагогу и стали «активно ее посещать» — один из возможных способов знакомства с традициями нашего народа. Но в этом, по сути, заложен лишь некий потенциал. Как Вы в дальнейшем им воспользуетесь, на данном этапе говорить слишком рано. У каждого, разумеется, свой путь к Творцу. Он может начаться и с чтения еврейской книги, и с изучения материалов интернет-сайта, на страницах которого можно многое узнать о евреях, еврейском мировоззрении и еврейском образе жизни. Может начаться и с посещения синагоги. Если же человек, прикрепляя к косяку своего дома мезузу, посещая синагогу, надевая тфилин и т.д., думает лишь об увеличении своих шансов на то, чтобы «заслужить визу репатрианта», это скорее всего означает, что он пока еще так и не вошел в открывшиеся перед ним врата, ведущие в мир еврейской духовности и подлинных еврейских ценностей. В Вашем письме, к сожалению, просматривается, на мой взгляд, именно этот вариант.
Вы не задали ни одного вопроса по поводу соблюдения наших законов, что было бы естественным для человека, который недавно ступил на путь возвращения к корням. Но спрашиваете лишь, «как получить визу», на что ответа у меня нет.
Меня, признаться, смущает и содержание адресованного консулу письма главного раввина Вашего города, в котором он, по Вашим словам, пишет, что Вы «действительно все соблюдаете». Кажется странной и его готовность «за Вас поручиться».
Как такое возможно? Ведь Вы (даже если о мотивах не говорить) впервые переступили порог синагоги, если не ошибаюсь, не более семи месяцев назад. За полгода или за год человек даже самых выдающихся способностей не в состоянии научиться «все соблюдать» (что подразумевает приобретение достаточно обширных знаний в сфере законов еврейской жизни и применение их на практике, а это невозможно без глубокого погружения в изучение Торы). Тем более если он живет вне Израиля, где практическое осуществление заповедей Всевышнего (законов шаббата, кашрута и т.п.) сопряжено со многими специфическими трудностями. Накопленный мной многолетний преподавательский и житейский опыт свидетельствует, что на этот процесс, включая изучение иврита, приобретение навыков чтения молитв и т.п. уходят годы.
Несомненно, в Израиле неизмеримо проще построить жизнь на основе еврейских законов. И процессы освоения принципов Торы могут проходить здесь гораздо быстрей…
По Вашему описанию, когда Вы узнали, что у Вас «стоит отказ», Ваша «мечта рухнула». Но в чем она, собственно, состояла эта мечта? По тексту Вашего письма, не видно, чтобы в ней нашли свое отражение какие-либо духовные мотивы и устремления.
«Что делать?» — спрашиваете Вы. Вам надо много учиться — читать материалы и книги, в которых содержится Мудрость Творца. Обдумывать прочитанное и размышлять. Понять, что синагога — не «клуб по интересам», но место обращенных к Творцу молитв. А заповеди, которые записаны в Торе — не средство создания личных «удобств», когда человек берет на вооружение лишь те заповеди, что не требуют ни жизненных перемен, ни особых усилий.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС