Чаще иных предлагают евреи рецепт жизни по Торе: «люби ближнего, как самого себя». Аризаль, величайший, вероятно, каббалист тысячелетия, рекомендует с принятия на себя этой заповеди начинать утреннюю молитву. На первый взгляд очевидно, что речь о противостоянии эгоизму, о ценности эмпатии, обязанности не тащить одеяло на себя и быть готовым поделиться необходимым — тем, в чём нуждался бы сам. Старец Гилель ответил иноверцу, желавшему стать прозелитом на условии, что: «ты расскажешь мне суть Торы, пока я стою на одной ноге»: «Не делай другому того, что ненавидишь для себя — в этом вся Тора. А теперь иди и учись».
И всего-то!? Чему тут особенно учиться? Будь добрым и порядочным, не жадничай. Отчего же человек, по школе которого веками идёт еврейский Закон, говорит не: «работай над собой» или «воспитывай себя» — а «учись»? Да ещё упрощает «великое правило Торы»: не делай тебе неприемлемого. И ни слова про любовь!
Вы, конечно, посмеётесь, но всё-таки выскажусь, сниму с души камень: чрезвычайно трудная, почти невыполнимая часть названного рецепта — это любить самого себя. Превеликую тяжесть Гилель не мог сходу предложить неопытному гостю. Хотя бы мерь по себе и не вреди!
Учиться можно целую жизнь, вызубрить наизусть всё, написанное человечеством о морали, этике и психологии, знать Талмуды «на иголочку» — и всё-таки успех не гарантирован. Зато коли наконец себя полюбишь — добавление любви к ближнему пойдёт быстро и беспроблемно.
Дорогой читатель, если ты ещё не плюнул на чепуху чокнутого автора, давай побалакаем о том, что такое «любить» и кто таков «себя». Не то ругательства «себялюбец», «эгоцентрик» подскажут, что относиться к себе как-нибудь особенно заботливо — это небрежение другими. По аналогии — словечком «патриот» ныне именуют ксенофоба и шовиниста.
Скажите, как относится к себе человек, которому «не до смысла жизни», кто о возможности бытия после ухода из земной юдоли огрызается: «помрём, там увидим»? Правильно — он безразличен к себе. Крутится как белка в колесе по привычным спицам, решает набегающие проблемки… Делает то, на чём настаивал побеждённый Яковом ангел: «зачем тебе моё имя?». Поясняют мудрецы, что здесь не дерзкий отказ, но таково имя ангела, чья работа — безразличие к сути, символизируемой именем.
Уточним другое имя этого персонажа: Ангел смерти. То есть человек, отвергающий возможность разобраться в «проклятых вопросах», пренебрегающий собственной душой, не интересующийся, есть ли у него шанс на вечность и более высокий, чем текущий, уровень существования — идёт, крысой за дудочкой крысолова, под музыку смерти. Он заранее, пусть и не сегодня, себя похоронил; максимум его амбиций — комфортней провести оставшиеся годки.
Заострю формулировку: живущий только рутиной не просто безразличен к себя, но — себя презирает и ненавидит. Ибо, даже помня из математики, что любое конечное число меньше любого бесконечного, не помышляет приложить это неравенство к себе. Ленится искать себе благо, несоизмеримо большее текущих услад и неприятностей. Дурное начало в человеке — и есть структура, основанная на нелюбви к себе.
Ссылка на промытые материалистической пропагандой мозги не работает, хотя та, внушая человеку временность и полную безнадёжность судьбы, настаивая, что он — кусок мяса и всё неизбежно завершится тленом, вкалывает ему прививку от жизни. Но если человек себя любит, хочет себе добра — он на такую дешёвку не поддастся. Кому-то поставили тяжкий диагноз — смирится он с неизбежностью или станет искать другого специалиста, проверять возможности исцеления? Конечно станет. Но мы же говорим не про добавленный промежуток света перед полнейшей тьмой, а про самую возможность бесконечного света!
Пусть тебе никто не гарантировал, что перспектива реальна — но, согласно «доказательству существования Б-га от теории вероятностей», предложенному Декартом: «необходимо принимать, что Б-г есть, поскольку выигрыш в этом случает возможен бесконечный, а иначе лишь конечный». Само «доказательство» меня не очень вдохновляет, вопрос всё-таки об истине, а не о выгоде, но необходимость приложить подобное рассуждение к собственным мотивам выглядит вполне очевидной: мы же говорим о заботе о себе! О любви к себе не автоматической, рефлекторной, на уровне животных инстинктов самосохранения и размножения — а осмысленной, человеческой.
Чуть в сторону: чем в этом мире человек владеет? Домами, добрым именем..? Нет — только своим сознанием. Мыслями, ощущениями, эмоциями, переживаниями, планами… И то лишь отчасти, ведь многое на автомате. Солипсизм, довёдший сию очевидность до абсурда, до существования только сознания, соврал. Другие существа, внешний мир и скрытая деятельность тела, психики и духа несомненно существуют, однако знает о них, вступает с ними в контакт человек только посредством сознания. Каждый из нас — душа, заглядывающая в щёлочки и инструменты тела. Ты можешь полностью отождествлять себя с плотью, но это тоже будет сознательный акт. Пусть и глупый.
Но даже абстрактная мыслительная деятельность, самое, после взаимодействия с высшим светом, естественное для духа занятие модулируется накопленным в хранилищах под-, над- и просто сознания опытом общений со вселенной и собой. Мир — место работы: «Всевышний отправил Адама из рая возделывать Землю»; мы не можем становиться штрейкбрехерами и этой обязанностью пренебрегать. Глупо,- чем порой заняты «святые» Тибета,- запираться на 20 лет в пещере и работать лишь с сознанием. Но всё-таки истинное богатство человека — не миллионы, слава и могучие мышцы, а только роскошь сознания. Ведь сознание — то место, где живёшь. Или, по дурости, едва живёшь. Самый богатый «миллиардер» — пророк.
Но кто же всё-таки он — этот «я», ради какого «себя» мы действуем? Отчасти «я» — иллюзия, приманка. Это самоощущение, этот концепт сотворён Всевышним ради чувства отдельности и самостоятельности человека, делающего его выборы свободными и независимыми.
«Нет ничего, кроме Б-га» — напоминает Моше. «Душа человека — долька Всевышнего с небес». Но позвольте, Б-г всеедин, какие там дольки!? Рассуждая о Его проявлениях, Имени и т. д. — мы говорим об абсолютно едином. О непостижимой для привыкшего к раздробленности этого мира цельности. Несомненный вывод: в этих глазах смотрит, этим разумом думает Он. Терминами каббалы: твоё «я» — сосуд, наполненный светом Всевышнего, который только и есть твоё истинное «Я». В каждом явленное иначе.
Человек поэтому может обнаружить себя несравненно выше ангела, но властен — превратиться в тупую жестокую скотину или машину для суеты.
Здесь не только рассуждение, но факт экспериментальный; однако начинать необходимо с учёбы, с теории. Иначе проще простого свихнуться в безграмотном самопостижении. Ходит легенда, что Ницше сошёл с ума, занимаясь психическими упражнениями йоги без учителя. Возможно, и это Гилель имел ввиду.
Настоящее, нетленное богатство человека, не разрушаемое даже с материальной смертью — лишь то, насколько ярко и отчётливо, «богато» являет себя в нём Б-г Живой. Тот, кто действительно любит себя и заботится о себе, постарается себя обогатить. Инструментов немало: заповеди (исполнение Его воли «приманивает» Свет), дела милосердия, совершенствование душевных свойств… Кстати, заботиться о своём здоровье — тоже одна из заповедей.
Самый ценный «инструмент» сформулирован мудрецом: «нужды другого — это потребности моей души». Можно было создать каждого в отдельном мире — ресурсов у Всемогущего хватит — но мы помещены в общую действительность, дабы поддерживать, наставлять и испытывать друг друга. Коли ты любишь себя — будешь любить другого человека, ибо этого хочет, ради этого создал и послал тебя на Землю Тот, Кто на самом деле есть твоё истинное «Я».
Как видите, первый шаг — любовь к себе не только как к совокупности жил и костей, но к себе цельному, к жителю этого «дома» — много сложнее следующего. Настоящий, полноценный «эгоизм» — великое благо для окружающих!