Обуяла мя гордыня, захотелось классика переплюнуть. Всем ведомо великолепное: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» Тютчева. Фёдор Иваныч говорит о поэзии, о сложности нашего восприятия и общения. А мне захотелось молвить словечко о человеке как таковом, о человеке как «Слове Б-жьем».
Сейчас сформулирую наглое и беспрецедентно ошибочное: о Всевышнем всё более-менее понятно. «Нет ничего, кроме Него», «Он делал, делает и будет совершать всё творимое», «Мои мысли — не ваши мысли»… Он — Тот, Кто, а не то, на что — можно посмотреть, оценить, сформулировать… Хотя бы потому, что смотрящий и мыслящий — тоже Он.
Притча в Талмуде о мудреце, который в молитве долго перечислял свойства Создателя. Раввин рядом дождался, пока сосед кончит, и вопросил: «Всё? Только и всего?» — намекая на бесчисленность свойств, умений и качеств Б-га. Душа — «частица Его с высот», Он смотрит во всех глазах и т.д.
Вопрос у меня стоял: а что такое «я»? Есть ли я? Или шире: что такое человек? В связи с этим — что может означать молитва Б-гу, разговор с Ним? Да и просто с кем-либо разговор или иное взаимодействие. Не полнейшая ли это иллюзия, коли «нет ничего, кроме Него»? Ведь это Он сам с собой беседует, не так ли? Неужели возможен Завет между человеком, которого по сути говоря и нет, и абсолютным, всеведущим, всемогущим, «который во всём и всё в Нём»? Да ещё договор-завет практически равноправный! Кажется, наконец я нашёл ответ и хочу поделиться с друзьями.
Начну с цитат. Так уж устроена наша невероятно богатая Традиция, что когда до чего-нибудь доходишь, замечаешь: это давно известно и детально описано. «Слово Твоё вечно стоит в небесах». «Десятью речениями создан мир»… «чтобы наказать злодеев, разрушающий мир, сотворённый 10 речениями, и наградить праведников, сохраняющих…». «Весь мир — это речь Всевышнего». «Как человек назовёт животных, так имя им и будет». «Благословенно Имя величия Славы Царства Его вовеки веков». Можно продолжать, слову и имени в Традиции внимание огромно и велика честь. Один из длиннейших трактатов Талмуда «Недарим» (Обеты) занят исключительно тонкостями фраз.
Но приходит странный псалом: «Что есть человек, что Ты помнишь его? Немногим лишь умалил Ты его перед Собой». Ты и я почти боги?! Как это? Полный диссонанс масштаба! Мы же произносим в Дни раскаяния: «человек — тень проходящая, трава высыхающая, глиняный черепок…». «А Ты — во веки веков славно Имя Твоё». Так что же мы — тень от облака, промельк крыла ускользнувшей птицы — или каждый из нас неописуемо велик, почти бесконечный, вечный, всемогущий? Что в этом контексте может означать: «по образу и подобию Своему сотворил Ты человека»?
Мудрёно? Ладно, давайте пошуткуем, что мы всё о еврейском да еврейском? Взглянем шире — были такие бойкие хлопцы при царе-батюшке Иван Васильевиче: «опричники». Символом преданности носили они собачьи головы, а девизом пользовали: «Слово и дело!». Видать, в ешивах учились, ведали отпрыски боярские, что на иврите «давар» может значить и слово, и дело. Зря ли Грозный даровал им полномочия не хуже будущего ВЧК! Примем и мы их девиз.
Слова, речения Создателя — были (есть) и творением имени явления, и созданием явления самого. Имя соответствует смыслу, миссии, «душе» вещи, а «материальное тело» одновременно закрывает и раскрывает, делает как бы невидимой и при этом воплощает «душу». Такой же, только особенной вещью является человек. Что сие значит?
Означает это, что каждого из нас Творец произносит как слово. Явный намёк — в комментарии на описывающий творение Адама пасук: «вдохнул в него дыхание жизней». Уточняет мудрец: «когда выдыхает — из себя выдыхает». В смысле: самого Себя вдохнул Б-г в оживляемого Человека, вложил в него «душу — долю Всевышнего с высот».
Произносим мы в утренней молитве: «Он каждый день, постоянно творит мир» — то есть творение не завершилось, но перманентно Им обновляется и оживляется. И поскольку «Слово Его всегда стоит в небесах» — смысл и цель твои непрестанно возобновляются, жизненная энергия воскрешает и оживляет нас каждое мгновение.
Человек — я, ты, он… — постоянно произносимое Слово Всевышнего. Мы с тобой «звучим» во времени и в вечности; и хотя под Луной я тень крыла промелькнувшего — ибо такого свойство неостановимо утекающего времени, но в ином масштабе, в реальности-как-таковой мы с тобой — простое говоримое Г-сподом слово. Постоянно Им из себя «выдыхаемое» и потому неотделимое от Него Самого.
Мы этого не чувствуем? Так мы и попроще вещи, как рентгеновские волны, не ощущаем. Таков Его замысел, об этом дальше.
Пардон, но в чём моё отличие от камня, обезьяны, ангела..? Они «произносятся» и обновляются точно так же. Отличие одно: человек — это «нефеш медабер», «душа говорящая». От того же корня, что и «давар». Слово в иврите может быть выражено «мила» (словарь — милон), родственно с «брит мила» — завет обрезания. Мила — слово обрезающее, фиксирующее смысл. А «давар» — весомое, значимое. Слово как дело. Такими словами мы и взаимодействуем. Творец дал значимость, силу нашим словам в этой жизни.
Мы — не просто слова, Им произносимые, но на правах свободной воли получили способность речи. Нам дадены звуки творящие, возможность преобразовывать мир и себя. Ибо «сделаем человека» Б-г сказал и самому человеку: давай мы вместе с тобою сделаем тебя действительно подобным Мне!
Об этом благословение Ицхака: «Голос, голос Якова, руки, руки Эсава». Я, Б-г, дарую тебе такую силу слова, воплощённой мысли, что его энергия должна направлять работающие в этом мире руки. Отсюда, в частности, страшно деструктивная способность грубой, лживой или пустопорожней речи; было исследование, что основная причина бед российской истории — мат.
Ради этого формула Торы: «всё, что вышло из уст твоих, выполни». Величайшего мудреца последних веков принято величать «Хафец Хаимом» (Жаждущим жизни) — по имени труда о достойной речи, хотя из-под его пера выходило и более масштабное, как всеобъемлющий свод повседневных законов «Мишна брура». Главное — речь, ведь мы — «говорящие слова Б-га».
Как принято у завсегдатаев пивной, обратимся к каббале. Создавая вселенную, Творец «подвинулся», «сделал пустую полость, в которой мир и возник». В чём этой полости «пустота»? В сокрытии очевидности, того, что существует только Он и всё многообразие действительности постоянно Им творится и от своего корня неотрывно.
Главное в той «пустоте» — возможность для человека ощущать себя «отделённым я». Хочешь, обращайся к Б-гу, хочешь — отнюдь, до возможности даже считать, что Его нет. «Я сотворил дурное начало» означает, что ты можешь не замечать Б-га, пользоваться всеми дарами, не интересуясь дарителем. Если же ты, «говорящее слово», сумеешь раскрыть реальность, ты как бы становишься «хозяином своей вечности». Ты «впустил» Б-га в свой «малый мир», в микрокосм. Таков незамеченный автором смысл старой атеистической шуточки: «Б-г сотворил человека, человек ответил ему тем же».
И чтобы «сотворить Б-га» для себя и ближних — дарована Тора, «приправа к злому», отделяющему от источника началу. Способ очистить очки и иллюминаторы. Если хочешь.
На самом деле в твоих глазах смотрит Б-г — но и это Он дал тебе право предугадать — речью, мыслью, всей твоей жизнью. Но что-то проза затянулась, а я, как Вини Пух («откуда я знаю, что думаю, пока этого не скажу?»), плохо понимаю, пока не зарифмую.
Я — песня. Я — рассказ. Я — долгий слог.
В каком я мире сказанное слово?
Меня воспел с родителями Б-г.
Не будет мне подобного второго.
Меня слагает каждый день Творец,
Себя читаю — как стихи, как стансы…
Но кто я — соловей, кулик, скворец?
Пою ли я Тобою в резонансе?
Живу ли я с Тобою в резонансе?..
Потрясающе!
А как Вам, уважаемый автор, нравится:
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» и т. д.
применительно к нынешней ситуации в Израиле, Америке и в мире???
Имею и я что сказать об этом…