Траурное мероприятие, посвященное памяти 6300 евреев, расстрелянных в 1941 году
27 сентября 2023 года в Молдове, возле небольшого города Сороки, около села Косоуцы, в Косоуцком (Малачунском) лесу состоялось траурное мероприятие, посвященное памяти 6300 евреев, замученных фашистами и их пособниками на этом месте в 1941 году. На поминальной церемонии присутствовали представители администрации города Сороки, еврейской общины Республики Молдова, школьники и студенты.
Лишь год назад на месте страданий и смерти 6300 евреев был построен Мемориал. До этого — лишь деревья Малачунского леса скорбно шумели кронами над безымянной могилой. Мемориал был создан усилиями профессора Григория Ройтберга и благодаря поддержке еврейской общины Молдовы. Для Григория Ройтберга, уроженца города Сороки, создание Мемориала стало выполнением завета его отца и делом жизни. Он рос в доме, слушая леденящие сердце истории о родных и соседях, убитых и погребенных в безымянной братской могиле. Профессор Ройтберг вспоминает: «Изначально идею создания Мемориала вынашивал мой отец. Он хотел установить под Сороками памятник. Для него это было важно, поскольку в этих местах погибли его близкие, родные и друзья. Отец буквально не находил себе места, понимая, что убитые люди просто без всякого следа исчезли с лица земли. Отец завещал мне увековечить их память. Даже несмотря на то, что имена большинства евреев, расстрелянных в Малачунском лесу, неизвестны — на данный момент исследователи истории Катастрофы европейского еврейства из мемориального центра “Яд Вашем” в Иерусалиме смогли идентифицировать лишь около тысячи человек. И эта тысяча имён указана на стелах Мемориала. Работа по идентификации всех жертв расстрелов в Малачунском лесу продолжается. Мемориал — это еще один повод вспомнить, что именно здесь происходило в годы войны: погромы, жестокие убийства, издевательства, массовые расстрелы. Тот факт, что весь этот ужас затронул мою семью, позволяет использовать их живые свидетельства в восстановлении исторической картины». Профессор Ройтберг вспоминает историю своей бабушки Сойву, называя ее свидетельства “историей про красные сапожки”. «Она была маленьким ребенком, девочкой 8 лет. Когда ее семью в Молдове расстреляли, всех засыпали землей. После расстрела многие были еще живы — земля шевелилась. Румынские полицаи ходили по этим расстрельным ямам, снимали с убитых золото и забирали все ценное, что оставалось. На Сойву были красные сапожки, очень красивые, они были лишь присыпаны землей. И один полицай говорит другому: “Давай-ка я возьму эти сапожки своей дочке». Начал снимать их, и оказалось, что девочка еще жива… “Пристрели ее, бери сапожки и пошли», — сказал второй полицай. Но случилось чудо: увидев живую девочку, такую же по возрасту, как его дочь, полицай вытащил Сойву из расстрельной ямы и забрал к себе. Более того, он спрятал ее в своей деревне. Девочка была серьезно ранена, но по соседству жил деревенский ветеринар. Он напоил ее водкой и ножом удалил пули и несколько ребер. Сойву осталась жить в этой деревне и жила там еще несколько месяцев. Местные крестьяне знали, что она еврейка, но у нее были русые волосы, поэтому она легко могла сойти за украинку. Они жалели ребенка и молчали. В деревне Сойву оставалась, пока ее не переправили через Днестр к партизанам. Потом она нашла уцелевшую родню, и они добрались до Израиля. Бабушка Сойву, спасенная полицаем из расстрельного рва, прожила долгую жизнь. Она умерла в Израиле, около десяти лет назад».
Профессор Григорий Ройтберг. Установка Мемориала памяти 6300 евреев стала делом его жизни
Как отмечает исследователь истории Катастрофы, научный сотрудник мемориала “Яд Вашем” д-р Аарон Шнеер, события, происходившие в годы Второй мировой войны на территории Молдовы, менее известны, поскольку на протяжении долгих лет о них говорили значительно меньше, чем о других фактах Холокоста: “Трагедия евреев Молдовы началась с первых дней войны. Эта территория была оккупирована румынами и включена в состав так называемой Транснистрии — территории между Днестром и Бугом в самой южной части Украины от Винницы, включая Одессу. До войны там проживали свыше 300 тысяч евреев. Транснистрия была создана в августе 1941 года и просуществовала до второй половины марта 1944 года. Важно отметить особенность Катастрофы в этих местах: если немцы уничтожали евреев организованно и тотально, то румынский геноцид имел несколько иной характер. У румын не было четкого плана уничтожения. Все полномочия и разрешения по ликвидации еврейского населения были оставлены на усмотрение местных руководителей, причем исполнители были бесконтрольны. Разрешение на ликвидацию евреев они получили из уст самого премьер-министра Румынии, маршала Иона Антонеску”. По словам исследователя, только за одну зиму 1941-1942 годов на территории Транснистрии погибли порядка 250 тысяч евреев. Всего в концлагерях на этой территории за годы румынской оккупации погибли более 300 тысяч евреев.
Мемориал в Малачунском лесу представляет собой гранитные стелы в форме обрубленных, искореженных стволов деревьев. Это соотносится с известным выражением: “Любой безвременно ушедший человек — вырванная страница Торы”. У погибших могли быть дети, внуки, новые лауреаты Нобелевской премии, великие музыканты, артисты… Это уничтоженный, вырубленный лес судеб.
Мемориал памяти погибших евреев
Даже сегодня в современной Молдове тема Холокоста является зачастую поводом для дискуссий, поскольку некоторые националисты отрицают геноцид евреев, либо возлагают вину за Катастрофу на самих жертв.
Основатель Научно-просветительского центра Холокоста Илья Альтман утверждал, что официальные власти Молдовы практически ничего не делают для признания и увековечивания памяти жертв Холокоста, а выявление мест массовых захоронений и установка памятников делается только благодаря усилиям еврейских организаций и отдельных энтузиастов. Именно так произошло с Мемориалом в Малачунском лесу — благодаря усилиям профессора Григория Ройтберга и еврейской общины Молдовы. Мемориал открыт лишь год назад, но сюда уже постоянно приходят люди из ближайших городов, приезжают на экскурсии школьники и студенты, приходят потомки тех, кто здесь похоронен. Мы не можем знать, нужен ли Мемориал убитым здесь людям. Но совершенно точно, что нам, живущим сегодня, Мемориал необходим.
Вадим ШЕЙН