Книга «Дварим» — пятая и последняя в Пятикнижии. Ее называют также «Мишне Тора» буквально «повторение Торы». Отсюда происходит русское название этой книги — «Второзаконие». Моше—рабейну обращается с предсмертным напутствием к евреям, готовящимся вступить в Эрец—Исраэль. Он повторяет и объясняет многие заповеди, напоминает о главных событиях Исхода и сорокалетних странствий в пустыне, говорит об особой миссии еврейского народа, призывает хранить верность Б-гу, предостерегает от заблуждений и увлечения другими религиями и идеологиями.
Готовя евреев к вступлению в Эрец-Исраэль, Моше говорит намеками о грехах поколения пустыни. Он вспоминает трагическую историю с разведчиками. Если бы евреи не поверили их паническому отчету, а сразу вошли в Страну Израиля, Б-г дал бы им всю обещанную землю. Но они не приняли этот бесценный дар, и в результате все поколение было приговорено к постепенному вымиранию в пустыне. Моше с горечью говорит, что он тоже лишился права вступить в Эрец-Исраэль. В тот трагический день, опомнившись, евреи попытались исправить положение: они бросились в атаку на превосходящие силы эмореев, не слушая предостережений Моше, что Б-г не поддержит их, — и потерпели разгром. Отныне им запрещалось сражаться против царств Эсава, Моава и Амона, земли которых не войдут пока в состав Страны Израиля. Ее завоевание начнется с царств Сихона и Ога и будет проходить естественным путем, без видимой поддержки Б-га.
***
«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю…» (1:1). Так начинается книга «Дварим», в дословном переводе — «Слова». На святом языке «слово» и «дело» звучат и пишутся одинаково — «давар». Такое совпадение не случайно. Создавая мир, Б-г вызывал к жизни каждую вещь и каждое явление, называя их по имени. «Сказал Б-г: «Да будет свет! И возник свет».
Но это вовсе не значит, что после одной такой переклички каждый элемент Творения выходил на самостоятельную орбиту. Б-г не только создал наш мир, но и с тех пор непрерывно поддерживает его существование. Если бы Он «расслабился» хоть на секунду, Вселенная немедленно рассыпалась бы в прах, вернулась к первоначальному хаосу. Как же Он сохраняет уже столько столетий наш «дом» и его обстановку?
Своей «речью». Ибо все, что нас окружает, и мы сами — не более, чем … Его «слова» — «дварим». Все сущее продолжает существовать лишь потому, что Б-г продолжает «говорить», ведет «диалог» с сотворенным Им миром. Сейчас и всегда.
На самом деле, вся реальность — это только Б-г. Когда Тора говорит: «Эйн од мильвадо», «нет ничего, кроме Него», имеется в виду не только то, что в мире есть только Один и Единый Б-г, а прочие боги — выдумка. Нет вообще ничего кроме Б-га, Творца, вбирающего в себя все Свое Творение.
Идолопоклонник — это не только тот, кто истово бьет челом перед рукотворными истуканами, но и вполне «верующий» человек, утверждающий что, создав этот мир, Б-г пустил его в самостоятельное плавание, а сам ушел «играть в гольф».
Идолопоклонство как явление началось с малого. Первые люди не сомневались в том, что Б-г сотворил мир и все, что его населяет. Но уже в поколении Эноша, внука Адама, возникла ошибочная мировоззренческая концепция: люди той эпохи признавали, что Солнце, Луна и звезды порождены Всевышним, но они как будто занимали в иерархии Творения особое, привилегированное положение, выполняли роль Его полномочных представителей. В результате люди стали оказывать небесным светилам почести, как слугам Верховного Правителя, думая, что Сам Б-г требует уважения к Своим вассалам, что, поклоняясь им, они почитают и Его Самого.
Так был сделан первый шаг к идолопоклонству: люди стали думать, что Солнце, Луна и звезды — независимые субстанции, отделенные от Б-га и взявшие на себя часть Его функций. Хотя в действительности нет принципиальной разницы между муравьем и целой планетой. И то, и другое было создано по Его слову и продолжает существовать, лишь пока Он их «говорит».
Народ Б-га
«Как же мне одному носить заботы ваши, тяготы ваши и распри ваши?» (1:12) Раздел «Дварим» всегда предшествует самой черной дате еврейского календаря: 9 ава, «тиша бе-ав», годовщине разрушения Иерусалимского Храма, точнее, сразу двух Храмов, Первого, построенного царем Шломо, и Второго, воздвигнутого почти через пять столетий. Оба Храма пали в один и тот же день — девятого числа знойного месяца ав. Годовщину этих двух трагедий мы отметим в ближайшее воскресенье суточным постом.
Маховик еврейской истории вращается на удивление ритмично: на то же самое число — 9 ава — выпало множество других несчастий нашей истории. Почти девятнадцать веков назад в этот день пала крепость Бейтар во время антиримского восстания в Эрец-Исраэль; 9 ава 1492 года евреи были изгнаны из Испании; 9 ава 1914 года началась Первая мировая война, разрушившая традиционный уклад еврейских общин в Европе. Наконец, в 1942 году, тоже 9 ава (или 23 июля) в лагерь смерти Треблинку отправился первый эшелон с узниками Варшавского гетто. Этот поезд состоял из 60 товарных вагонов, забитых до отказа обреченными на смерть евреями. Вагоны были заперты снаружи, вентиляционные отверстия перекрыты колючей проволокой.
В другом лагере, более крупном и куда более известном, чем Треблинка, в Освенциме находилась маленькая часовня со священником, в функции которого входило оказывать религиозные услуги лагерному персоналу: выслушивать исповеди, отпускать грехи. Впрочем, у охранников-палачей духовные запросы проявлялись довольно редко. Поэтому у священника было много свободного времени, и он ежедневно наблюдал, как прибывают эшелоны, как выстраивают на платформе их живой груз, как делят людей на группы и уводят в лагерь. Затем он подолгу смотрел на черный, жирный дым, выходящий из трубы крематория, — все, что оставалось от миллиона жизни, от миллиона маминых поцелуев перед сном, от миллиона сломанных игрушек, подаренных на день рождения, от миллиона пар глаз, наполненных ужасом, безжизненно смотрящих в вечность.
И так, день за днем, месяц за месяцем. Однажды священник вошел в свою часовню, взял деревянный крест и принялся методично разламывать его на щепки, исступленно твердя: «Это Б-жий народ! Это Б-жий народ!»
Пастор тронулся умом. Но прежде он понял, что на его глазах происходит нечто такое, что не поддается рациональному объяснению: беспримерная жестокость, вызванная запредельной, ничем неоправданной ненавистью. То явление, которое он наблюдал, выходило за рамки логики и здравого смысла. Это было нечто сверхъестественное, от Б-га.
«Счастлив ты, Израиль!»
Рабби Йоханан бен Закай жил в эпоху гибели Второго Храма. В те годы Страну Израиля поразил невероятно тяжелый голод. Однажды рабби Йоханан проходил мимо конюшни римской кавалерии и увидел, как молодая еврейка выбирает из навоза непереваренные ячменные зерна. Он узнал ее. Это была дочь одного из богатейших людей того времени Накдимона бен-Гуриона.
Рабби Йоханан заплакал, а затем воскликнул: «Счастлив ты, Израиль! Когда ты выполняешь волю Б-га, ни одно племя не властно над тобой; а когда ты перестаешь выполнять Его волю, то попадаешь в зависимость к самому низкому из народов — и даже не к нему самому, а к его животным».
Позвольте, где логика? Что хорошего в том, что еврейка, дочь богатейших родителей, нежная, избалованная девушка, доведена до такого ужасного состояния римскими поработителями, что вынуждена копаться в конских испражнениях, чтобы не умереть с голода? Почему мы должны радоваться, когда нас топчут злейшие враги?
Чудеса со знаком минус
РАШБА (рабби Шломо бен Авраам ибн Адерет, ведущий авторитет испанского еврейства в XIII веке) писал, что чудеса бывают двух видов — чудеса хорошие и плохие, со знаком плюс и со знаком минус.
Мы знаем только «хорошие» чудеса, когда героя фильма вытаскивают из петли в последнюю минуту или когда после удачно проведенной операции слепой становится зрячим, а калека ломает свои костыли, на которые опирался с детства, и начинает отбивать чечетку. Но это лишь одна сторона медали. В целом чудо — это наглядное свидетельство того, что Б-г изменил естественный порядок вещей, что по Его воле произошло событие, противоречащее законам природы и логики. Причем такое вмешательство может быть не только в лучшую, но и в худшую сторону.
В утренней молитве «Шахарит» есть такие слова: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, создающий свет и творящий тьму, устанавливающий мир и творящий все». Эти слова впервые произнес пророк Иешаягу. Правда, составители молитв сделали одну малозаметную подмену: у Иешаягу сказано не «у-воре эт а-коль» (и творящий все), а «у-воре ра» — творящий плохое.
Почему «ра» заменено на «а-коль»? Потому что все в этом мире — и хорошее и плохое — Б-г совершает для нашего блага. Просто мы не всегда понимаем этого и органически не можем испытывать благодарность к Творцу, когда страдаем, когда нам плохо. Поэтому, чтобы избежать неискренности в молитве, слово «ра» (плохое) заменили на нейтральное «и творящий все».
Но факт остается фактом — плохое и хорошее исходят от Б-га, и нет ничего случайного в этом мире, нет в нем никакого произвола. Когда происходит природная катастрофа: наводнение или землетрясение, когда рушатся здания без видимой причины, это значит, что Б-г наказывает людей, не открываясь им. Он использует материальный мир, природу и ее законы как своих посланников, в качестве инструмента Своей кары.
Другими словами, Он не хочет вступать с нами в прямой контакт, потому что еще со времени разрушения Храма, Своей земной обители, где особенно явственно ощущалось Его концентрированное присутствие, Он отдалился от людей, образно выражаясь, закрыл от нас Свое лицо.
Но иногда происходят совершенно неестественные вещи, когда нас постигают страшные и логически необъяснимые несчастья, и это дает нам основание утверждать, что кара исходит непосредственно от Б-га, что на этот раз Он не прикрывается естественными стихиями, не посылает своих порученцев.
Когда дочь богачей роется в конском навозе, когда один из самых цивилизованных и культурных народов Европы в одночасье превращается в банду безжалостных убийц, и, наконец, когда международная общественность, забыв обо всех других мировых проблемах, сажает на скамью подсудимых государство, стремящееся защитить своих граждан от террористов, мы видим, что законы истории и здравого смысла нарушены, что происходит нечто сверхъестественное — происходит чудо со знаком минус.
Именно это осознание должно придавать нам силы, необходимые для нашего национального выживания. Более того, это повод для радости, даже для гордости. Потому что, если мы остаемся в центре истории и на нас то и дело сваливаются чудеса, как хорошие, так и плохие, это значит, что Б-г не забыл нас, что Он активно участвует в нашей судьбе. И мы, как и тот свихнувшийся христианский пастор в Освенциме, понимаем, должны понять: что бы ни случилось, мы — народ Б-га, мы по-прежнему Его дети.