Арабо-израильский конфликт закончен

Прибытие американо-израильской делегации в Абу-Даби 31 августа 2020

.

Gary C. Gambill (@garycgambill) | TwitterГарри С. Гэмбилл

 

Соглашение о нормализации отношений между Израилем и ОАЭ  внесло лишь сравнительно небольшую поправку в отношения между двумя странами, которые никогда не были в состоянии войны и сближались в течение многих лет, но де-факто оно знаменует конец арабо-израильского конфликта в том виде, в котором он известен всему миру.

Почти за полвека между Израилем и любой из 21 стран, входящей в Лигу арабских государств (за исключением ПА), не было никаких серьезных вооруженных конфликтов. То есть, от арабо-израильского конфликта и так уже почти ничего не осталось.

Однако, за исключением Египта и Иордании, которые нормализовали отношения с Израилем много лет назад в обмен на американскую военную помощь и экономические субсидии,  арабский мир оставался единым в своем отказе от дипломатического признания Израиля. До тех пор, пока он не уйдет с территорий, освобожденных им в  Шестидневную войну 1967 года.

К этому сводится официально санкционированная Лигой арабских государств в 2002 году Саудовская инициатива. Принято считать, что «оккупация» Израилем Западного берега и сектора Газа была для арабов во всем мире таким оскорблением, что за нормализацию отношений с еврейским государством любой арабский режим расплатится слишком дорого.

Соглашение между Израилем и ОАЭ, как и реакция на него в регионе, стали подтверждением того, что судьба палестинцев больше не является главной политической проблемой для большинства арабских режимов.

Вот, подтверждающий факт. В течение многих лет компания Джеймса Зогби регулярно проводила опросы общественного мнения в ведущих арабских странах. Зогби отмечает: последний опрос, проведенный в сентябре 2019 года, показал, что

«…в отношении к израильско-палестинскому конфликту произошло море перемен» и он, этот конфликт – «в последнем ряду приоритетов в любой из арабских стран».

Это не значит, что арабы не сочувствуют палестинцам и внезапно возлюбили Израиль,  просто в перечень желаний простых граждан уже много лет не входит борьба за права своих «братьев» на Западном берегу и в Газе. Не требуют этого арабы от правителей своих стран.

Shifting Priorities: The Rise and Fall of Arab Revolutionary Discourse - IslamiCityВо время «арабской весны» 2011 года антиизраильские лозунги крайне редко звучали на массовых демонстрациях, в ходе которых были свергнуты президент Египта Хосни Мубарак и президент Туниса. Повстанцы, которые чуть не свергли в Сирии Башара Асада, полностью проигнорировали «палестинскую проблему». То же произошло и в Ливии.

В последние годы даже исламисты проявляют по поводу Израиля меньше энтузиазма, чем можно было бы ожидать. Когда в сентябре 2012 года в своем обращении к Генеральной Ассамблее ООН новый президент Египта Мохаммед Мурси, представитель «Братьев-мусульман», выступил против «трагедии века», говорил он о режиме Асада, который поддерживает Иран, а вовсе не об Израиле.

Из исламистов в борьбе с Израилем сейчас участвуют только те, кто пользуется покровительством Ирана, а Исламская Республика не входит в арабский мир.

ХАМАС и Хизбалла, впрочем, прикрываются «сопротивлением» Израилю ради  достижения других целей (например, захвата контроля над правительством Ливана). За исключением иранских прокси, даже самые радикальные и жестокие арабские исламистские группировки — в частности, «Аль-Каида» и «Исламское государство» (ИГИЛ) — в значительной степени игнорируют Израиль.

Для многих арабских государств стратегические выгоды от сотрудничества с Израилем значительно возросли на фоне угроз, исходящих от Ирана и Турции.  Тот факт, что администрация Обамы смирилась с ядерными амбициями Ирана и отказалась вести решительные действия против иранской агрессии в Сирии, заставил арабские режимы  осознать, что противостоять стремлению Ирана к региональной гегемонии им придется самостоятельно, а не под прикрытием США. США ушли из Сирии, несмотря на все антииранские заявления администрации Трампа, и в прошлом году очень слабо противостояли провокациям Ирана в Персидском заливе. Это дало почувствовать проамерикански настроенным арабским странам, что США бросили их в беде.

В этих условиях растущая военная, экономическая и дипломатическая мощь Израиля, а также его практический опыт борьбы с иранскими марионетками, превратили его  в незаменимого союзника в борьбе с региональными амбициями Тегерана.

Широкое и многогранное сотрудничество в области безопасности между арабскими лидерами и Израилем продолжается уже много лет и должно в конечном итоге привести к нормализации дипломатической ситуации. Связи с Израилем, которые до сих пор оставались тайными, станут гораздо более убедительным сдерживающим фактором против Ирана в том случае, если арабские и израильские лидеры начнут  встречаться публично.

Теперь, когда ОАЭ нарушили табу на нормализацию отношений с Израилем, другие арабские государства последуют примеру Эмиратов, в соответствии с собственными интересами. При этом некоторые из них, например, те же ОАЭ (которые недавно  усилили свои позиции против Турции, отправив на Крит четыре F-16), станут полноформатными союзниками Израиля. Ну, а такие, как Сирия и Йемен, останутся открыто враждебными Израилю. Но они – в меньшинстве.

Сейчас горячо обсуждается, как повлияет крах арабской солидарности на создание палестинского государства. Вполне возможно, что новые отношения Израиля с арабским миром стимулируют готовность палестинских лидеров признать легитимность еврейского государства и отказаться от «права на возвращение».

Однако наиболее вероятный сценарий выглядит иначе: палестинские лидеры продолжат идти по пути отказа при поддержке таких стран, как Иран, Турция и воинственно антисионистская глобальная левая. После того как арабо-израильский конфликт завершится, антисемитизм, стремление ислама к мировому господству и авторитаризм все еще будут оставаться угрозой для единственного в мире еврейского государства, но опасность будет более управляемой.

 

Автор — главный редактор престижного международного интернет-издания Middle East Forum

 

Источник на английском  — Middle East Forum

Авторизированный перевод Евгении Кравчик — Авторский блог

Сентябрь 2020

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

2 комментариев к “Арабо-израильский конфликт закончен

  1. Премьер-министр Израиля Эхуд Барак в 2001 году предложил беспрецедентный компромисс: он фактически согласился на раздел Иерусалима и на суверенитет палестинцев над большей частью Старого города и даже частью Храмовой горы. При этом предполагалось, что столица арабского государства будет находиться в пригороде. Однако арабы отказались от такого соглашения Около 3 миллионов арабов — это те, кто бежали или были изгнаны с территории Палестины с начала арабо-израильского противостояния, а также их потомки. Арабы настаивают на безоговорочном праве этих людей вернуться на родину, однако Израиль не может согласиться с добавлением к миллиону арабов-граждан Израиля ещё 2,5 миллионов арабов, поскольку, по подсчётам специалистов, на палестинских территориях за десять лет может быть расселено не более 500 тысяч человек. Такое изменение демографии означает конец Израиля как еврейского государства, и ни один израильский политик на это не пойдёт

  2. Все, пишущие о «арабо-еврейском конфликте», упускают из него главную деталь, из-за которой арабы и инициировали этот конфликт — на ложной интерпретации Корана. Почему-то все боятся сказать, что этот конфликт — из-за Храмовой горы, на которой находится мечеть, построенная в 705 году, когда Мухаммед был давно уже мертв (570-632), намеренно названная — «Отдаленная» (аль-Акса), как упомянутая в Коране «отдаленная мечеть» (аль-акса)— ПУНКТОМ НАЗНАЧЕНИЯ, конечным пункт пути Мухаммеда в его «ночном вознесении» из Мекки в Потусторонний мир, (а не якобы из Мекки транзитом на «летающем коне» «в Иерусалим», как заявляют арабы, игнорируя тот факт, что «Иерусалим в Коране не упоминается ни разу»), записанном — иносказательно как — «путь от запретной мечети к отдаленной мечети» (символическая сура 17:1), поскольку «вознесение» было — не буквальным, (не живьем), а — символическим («в сновидении», сура 48:27). То есть Мухаммед никогда ни наяву, ни в сновидении не бывал в Иерусалиме. Об этом неоднократно, но по-другому, писали израильские востоковеды. Арабо-еврейский конфликт — НЕ ЗАКОНЧЕН и как бы все не пытались игнорировать Храмовую гору, она о себе напомнит…

Обсуждение закрыто.