— Уважаемый рав Эссас, извините за, может быть, странный вопрос: где бы Вы посоветовали провести Пасхальный седер — с религиозными друзьями в Москве или с нерелигиозными родственниками в Израиле? Подчеркну, что финансовой проблемы нет. И еще. В обоих случаях проблемы с комфортным ночлегом тоже не будет.
Давид Подольский. Москва
— Вы задаете очень важный, серьезный и весьма актуальный вопрос, который нередко возникает, когда человеку предстоит выбрать, с кем ему провести Пасхальный Седер — с соблюдающими наши традиции евреями или с несоблюдающими. Решить такую дилемму, как правило, отягощенную разными житейскими обстоятельствами, бывает непросто. И не только в случаях, когда, как у Вас, например, речь идет о выборе между городом проживания и другой страной, но и в пределах одной страны или даже одного населенного пункта. Очень хорошо, что у Вас в этом нет ни финансовых затруднений, ни сложностей с жильем. Это тоже важно. Это позволяет рассмотреть проблему в «чистом виде» — без бытовых и прочих подобных «наслоений». То есть исключительно с позиций Торы и нашего мировоззрения. Начну наш разговор с того, что суть Пасхального Седера заключена в словах — «ве-hигадта ле-бинха» (что в переводе означает «и ты должен рассказать своему сыну»). Отсюда, кстати сказать, и название пасхального рассказа — hАгада. И тут мы подошли к осознанию абсолютной значимости Агады на Пасхальном Седере, содержание которого нужно обязательно передать сыну. Впрочем, тут перед нами встает закономерный вопрос: как в данном контексте надо понимать слово «сын»? Ответ, казалось бы, очевиден. Но в действительности это совсем не так. Как быть человеку, у которого нет сына, есть только дочери? Или, к примеру, молодой паре, у которой пока еще нет детей? Или пожилой паре, дети которой разъехались и уже не живут с ними? А если человек вообще живет один, и не успел еще создать семью? Или в ситуации, когда он живет в населенном пункте, где, кроме него, евреев нет? Неужели во всех перечисленных выше случаях человек не должен организовывать и проводить Пасхальный Седер? А если должен — кому он будет рассказывать о сути и событиях Исхода? Ответ однозначен. Под словом «сын» в данном контексте наш закон и традиция подразумевают и дочь, и жену, да и вообще — любого еврея. И даже если еврей остался в одиночестве — он должен рассказать все это себе. Причем — в порядке, установленном Торой и Учителями (слово «седер», кстати, в переводе с иврита — «порядок»). Это именно то, чего в контексте праздника Песах и Пасхального Седера ожидает от нас Всевышний. Все сказанное здесь ведет нас с Вами к выводу, что вопроса, который Вы передо мной поставили, с кем быть на Седере, с соблюдающими друзьями или с несоблюдающими родственниками, в этом, в сущности, и нет. Решение данной дилеммы само собой всплывает на поверхность. На Песах, безусловно, нужно ехать к несоблюдающим наши традиции родственникам. Но к этому, разумеется, надо, как говорится, «приложить голову». Задачи, связанные с организацией такого Седера в Вашем восприятии, должны стать проектом, реализация которого способна поднять Вас на новый духовный уровень. Заранее продумайте все до мелочей, стремясь, что называется, к «золотой середине». В процессе подготовки к проведению Седера с несоблюдающими евреями, важно понять, что должно быть в такой ситуации обязательным и на что можно «закрыть глаза». Подумайте, как не перегрузить Ваших родственников всевозможными деталями, но при этом — не выхолостить само мероприятие, оставить основные моменты Седера в их полноте и красоте. И, конечно же, не забудьте, что Песах — это не только вечер Пасхального Седера. Это (как минимум, для Вас) и определенная организация жизни в соответствии с нашими законами и т.д. и т.п. Облегчением для Вас послужит то, что в Израиле проблемы, связанные с Песахом, решить значительно проще, нежели вне Израиля. Но и в этом случае, рекомендую все заранее предусмотреть. В завершение своего ответа дам один общий совет.Любой проект такого рода начинается с определения его цели. И все остальное подстраивается под эту цель. Разумеется, в рамках наших законов и традиций. Так вот, цель этого конкретного проекта — «влюбить» Ваших родственников (а, возможно, и их гостей) в нашу Тору и в еврейский образ жизни. А это значит, что Ваша задача — продемонстрировать собравшимся их Мудрость и Красоту. Надеюсь, понятно, что в данном ответе представлен даже не пик, но лишь верхняя точка айсберга. Но для начала и этого, полагаю, вполне достаточно. Остальное — Ваши знания и устремления Вашей души. И к этому обязательно добавится помощь Небес.