В начале июля 1979 года мы с Лёвой Альбуртом, тогдашним чемпионом Украины по шахматам, гуляли по Москве. На следующий день Лёва отправлялся в Западную Германию на матч в Кубке европейских чемпионов. Я уже два месяца как подал документы в ОВИР , чтобы покинуть СССР, но пока никуда уехать не мог.
Мы беседовали о жизни. Лёва рассуждал: «Я живу хорошо: зарабатываю достаточно денег; играю в шахматы сколько хочу. С девушками у меня проблем здесь нет. Но мне стыдно жить в этой стране». Два дня спустя, сквозь вой глушилок я расслышал сообщение «Немецкой волны» о том, что в полицейском управлении города Кёльна советский гроссмейстер Альбурт попросил политическое убежище.
Интересное это чувство — принадлежность стране. Среди ощущений разных принадлежностей — семейной, национальной, профессиональной, половой, сексуальной, я воспринимал себя ещё россиянином. Её культура, история, язык были моими. Обычно 31 декабря каждого года я отправлялся не в баню, как герои фильма «Ирония судьбы…», а в Третьяковку. Я был привязан к тому, что Набоков в своём романе «Подвиг» назвал «экологической нишей» — к зимним сугробам, к подмосковным лесам.
Лютая неприязнь к своей стране, которую так точно назвал Альбурт, во мне возникла 21 августа 1968 года, когда в чешском городке Гавиржов, в котором я находился по случаю шахматного турнира, мне пришлось наблюдать позор оккупации Чехословакии советскими войсками. Это стало днём смерти идеологии СССР. В Чехословакии скончалась доктрина интернационального социализма (в нацсоциализм осиновый кол вбили за 23 года до того.)
Жить в государстве-мертвеце стало тошно для многих, и ими овладело страстное желание покинуть его. Я пожертвовал семью годами жизни, чтобы вырваться из СССР.
В июле 1987 года американцем вслед за Альбуртом стал и я. США были страной индивидуализма, личных свобод — совести, убеждений, слова. Идеологию США в те времена становилось принятым называть иудео-христианской. Представлялось очевидным, что в мире Америка противостоит злу. И зло отступает.
«Мистер Горбачёв, снесите эту стену» — призывал 12 июня 1987 года в Западном Берлине президент Рейган. И Берлинская стена, как в арабских сказках от произнесённого волшебного слова, рушилась. Без видимого толчка рассыпалась «империя зла». Американская идея торжествовала. Заговорили даже о «конце истории».
Но история продолжилась. В США стала пухнуть, как на дрожжах, альтернативная — левая идеология. Её называли сначала либеральной, потом прогрессивной. Сейчас зовут постмодернизмом. Она, побеждая, заменяла каноны иудео-христианские на противоположные. То, что считалось моральным, объявлялось аморальным, и наоборот.
Легко американцы расстались с библейской половой моралью. Мужчин незаметно признали врагами женщин. В культовом фильме «Тельма и Луиза» две героические девушки движутся через США, убивая по дороге своих половых врагов — мужчин. Былой расизм воскрес, но развернутый в обратную сторону, на жупел «привилегии белых». Кто-то из евреев сокрушался: «Во времена белого расизма мы считались «цветными». А сейчас, когда победил чёрный, нас записали в «белые». Установившаяся «политика идентичности» противопоставила все группы населения — одну другой. А самая защищаемая группа — преступники, особенно, если они цветные или нелегальные иммигранты. Так в Нью-Йорке чернокожих, нападавших на евреев, после задержания просто отпускали.
Все идеологические изменения проходили в США гладко, поскольку правящему левому истеблишменту удалось фактически аннулировать Первую поправку Конституции США о свободе слова. Сказавший нечто политнекорректное стал из общества изгоняться.
Обрела, начиная с президентства Клинтона, «левые» ориентиры внешняя политика США. Клинтон в югославских войнах 90-х годов занял сторону мусульман и три месяца бомбил Сербию, создавая для исламской террористической организации UÇK государство Косово. После холодящего кровь преступления 9/11 убогий Буш-младший объявил ислам «религией мира». При президенте Обаме США полностью заняли позицию поддержки исламистов во всех конфликтах.
Обама определил, что единственной страной, стоящей на пути исламизации теряющего религиозность Западного мира, является Израиль, имеющий в основе догматы иудаизма. И разрушение еврейского государства стало его главной внешнеполитической задачей.
Выстоять против такого грозного врага, как Обама, Израиль сумел в большой степени благодаря стойкости и политическому мастерству своего премьера Нетаниягу. Когда Обама постановил заключить договор со смертельным врагом Израиля Ираном, фактически открывая тому дорогу к созданию ядерного оружия, Нетаниягу решился через голову Обамы обратиться напрямую к Конгрессу и народу США, раскрывая пагубность курса Обамы. После его блестящей речи в Конгрессе 3 марта 2016 года правые обозреватели США стали называть Биби новым Черчиллем.
Сговору Обамы с Ираном, разморозившим аятоллам 150 млрд на джихад и ещё подбросившим тем 1,8 млрд наличными на терроризм (не проходящие через банки наличные невозможно проследить), Биби воспрепятствовать не сумел. Но повлиял на общественное мнение США. 8 ноября 2016 года случилось чудо: несмотря на противодействие всей медиа, всего правящего класса, всех демократов и значительной фракции республиканцев «Только не Трамп», президентом США стал выразитель взглядов консервативных христиан Дональд Трамп, а не ставленница Обамы Хиллари. Строго говоря, последняя набрала на 3 миллиона голосов больше, чем Трамп, но благодаря заложенному в Конституцию принципу «федерализма», в тот раз беда миновала США.
***
Разлом в нынешнем мире прошёл, таким образом, по линии Израиль и остатки старой Америки во главе с Трампом — в основном это евангельские христиане, и противостоящие им постмодернистские союзники исламизации Европы и США. Исламизм обещает похоронить постмодернистский Западный мир, а тот, исчерпав себя духовно, к смерти стремится.
По опросам, Трамп популярен между людьми старше 45 лет, однако среди молодёжи до 30 лет доминирует социалист Берни Сандерс, ненавистник Израиля в традиции Карла Маркса. За кем будущее? В марте прошлого года мы с женой Аней покинули уже вторую вырождающуюся страну и переехали жить в Иерусалим.
Противостояние, ведущее ныне к угасанию Америки, происходит и в Израиле, но имеет обратный вектор. Страна была создана молодыми «берни сандерсами», социалистами, имевшими, правда, национальные чувства. Перед прошлыми выборами последний лидер израильских социалистов, создавших некогда Израиль, Амир Перец, сбрил усы. Социализм износился, и остатки «старого Израиля» переходят сейчас на идеологию постмодернизма.
Идейные соперники постмодернистов в Израиле — религиозные евреи, распадающиеся на сионистов и харедим. Последние — стремительно растущая группа населения, уже насчитывающая около 1,1 млн человек, стремятся полностью посвящать свою жизнь духовному служению Всевышнему и минимизируют связи с будничным миром. Харедим не сравнишь с христианскими монахами — у тех обет безбрачия, у этих большие семьи. Или с учащимися мусульманских медресе — те, окончив учёбу, ищут — кого бы убить, добровольцы же организации харедим ЗАКА после каждого несчастья — пожара, аварии или теракта, мчатся помочь людям или, если это невозможно, обеспечить останкам погибших достойное погребение.
Баланс сил в израильском обществе зависит сегодня от нерелигиозных выходцев из СССР — евреев, частично евреев и неевреев. Эти политически ближе к сионистам, но люто ненавидят харедим, видя в воззрениях и стиле жизни тех полное отрицание того, во что верят сами. «Для меня лучше арабы, чем харедим» — отвечали мне на расспросы члены этой группы, объясняя свои политические предпочтения.
Между тем явление этой необычной популяции людей — харедим (с античных времён не было среди евреев таких групп, полностью отрешающихся от мирских забот), знаменует наступление невиданных времён — цивилизационной войны, не имеющей аналога в истории человечества. Мир сейчас из цивилизации Homo sapiens передвигается в «цифровую цивилизацию». Пример тому — Япония. Там быстро сокращается население — в ближайшие 50 лет прогнозируется уменьшение его на 1/3. При этом будет расти средний возраст японцев. Однако страна не собирается решать проблему рабочей силы отчаянными шагами вроде массового завоза иммигрантов. Недостающих людей во всех сферах заменяют роботы.
Происходящие технологическая революция и демографический упадок ведут к аналогичным процессам и в других развитых странах. Уже в этом году в Израиле парк такси может пополниться машинами без водителя. Такое же произойдёт в США. Там прикидывают — по мере исчезновения профессии водителя 16% населения потеряет работу. Тают и другие традиционные профессии. Магазины заменяются автоматическими ретейлерами, доставляющими потребителям купленный на их интернет-сайтах товар к порогу. Эту работу вскоре будут осуществлять дроны. Книги печатаются типографиями-автоматами. Предстоит, по выражению известного израильского мыслителя Юваля Харари, крушение рынка труда. Образуется изобилие людей, для которых не будет занятия.
Это вопрос не только экономики. Уже сейчас в некоторых развитых странах говорят о гарантированном достатке — общество при мощной компьютеризации и роботизации производства сможет обеспечивать нужды своих неработающих граждан. Но чем занять людей? Многие страны, вроде Канады, некоторые штаты в США, легализовали марихуану, в иных местах и более серьёзные наркотики. Для многих наркотиком становятся компьютерные игры. Хотели бы вы такое будущее для своих потомков?
Счастливо общество, значительная часть граждан которого сосредоточена на духовной жизни, как учащиеся иешив харедим в Израиле. Это снимает одновременно напряжение с рынка труда.
Харедим не только облегчают проблему занятости. Харари предупреждает: «Лишенные сознания, но высокоразвитые алгоритмы вскоре будут знать нас лучше, чем знаем себя мы сами». Суперкомпьютер сможет осуществлять управление обществом всеобщего достатка, не замечающим этого. Неподвластными манипулированию ими останутся только религиозные люди, покорные «Высшему Авторитету». Таких людей, служащих вечным ценностям иудаизма, духовно свободных в мире алгоритмов, воспитывают иешивы.
Израиль станет местом решающего противостояния новой цивилизации, с её успехами в создании биотехнологий, искусственного интеллекта, а вскоре и киборгов — существ, соединяющих в себе элементы человека и компьютера, с харедим — тоже существами «не от мира сего», в их сохранённых с давних времён нарядах — атласных халатах и белых чулках, чёрных шляпах и меховых штремелах, верных древним традициям иудаизма. Эти люди выстояли искусы былых времён: просвещения, коллективизма социализма, индивидуализма капитализма, растления постмодернизма. В наступающем тревожном мире им отведена миссия последнего рубежа в надежде на сохранение цивилизации Homo sapiens. Я желаю им успеха.
Новая книга Бориса Гулько: Двухтомник «Поиски смыслов».
136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле.
E-mail для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же адресу (gmgulko@gmail.com) можно заказать и другие книги Бориса Гулько.
Прекрасный анализ! Только кроме харедим, мальчиков в «черных шапочек» есть еще одна девочка, «Дочь Иерусалима», в «вязанной шапочке». Её сейчас пока зовут Мизрахи или «Кипот сругот» («вязаные кипы»). Она «бродит по лесу Иудеи» среди рычащих волков СМИ, ООНов, «леваков», «мир-сечасников», проклятий мулл и имамов и прочей юдофобской шелупони.
*
Призрак нового народа, призрак иудеев Иудеи, поселенцев, Религиозного Сионизма бродит по Израилю. Все силы политиканов и социалистов-популистов Израиля, ООН, мировых СМИ объединяются для священной травли этого призрака. Его страшатся псевдо-либеральные клоуны и кликуши, его ненавидят крикуны и политиканы за ложный мир «сейчас», неправедные судьи израилевы и полицейские провокаторы «шьют дела» ему. На него, наконец, бросаются с ножами дикари-«мученики» меча и полумесяца.
Он становится притчей во-языцех и на него покивают головами с четырех концов Земли!
*
Но Иудея рождается. На шапочках у них будут 4 буквы СИСВ: «Сделаем Иудею Снова Великой». Я думаю, за этой «дочкой» — будущее.
Борис, Вы серьезно считаете, что «Харедим — тоже существами «не от мира сего», в их сохранённых с давних времён нарядах — атласных халатах и белых чулках, чёрных шляпах и меховых штремелах» должны вершить судьбы государства и вмешиваться в политические решения?
Это сильно напоминает спор Эразма Роттердамского и Никколо Макиавелли, который решительно повлиял на политику Карла V. и его судьбу, как правителя государства, в котором «никогда не заходило солнце». Эразм был учителем Карла V. и даже написал в 1516 г. для молодого монарха работу «Institutio principis christiani»; Кaк и часто в истории, в этом же году появилась книга «Il Principe» Макиавелли, как другая модель руководства государством, антипод идеалов Эразма, его христианской этике. Моралист Эразм писал свой «Institutio principis christiani» в тиши академического кабинета, где описал, какими идеалами должен руководиться идеальный правитель; Макиавелли написал свой труд, накопив практический опыт в флорентийской канцелярии, описав, как практически должен действовать правитель, который во имя государственного резона должен поступиться моральными рамками, которые предписывает религия. Существует огромная пропасть между тем, как происходит реальная и идеальная жизнь, между теорией и практикой. Человек, который строго живет законами религии и имеет силу обязать весь народ жить также, как и он, неизбежно приведет народ к катастрофе. «Necessità» — Необходимость — должна заставить руководителя государства совершить даже религиозное отступничество, чтобы спасти свой народ. Карл V. хотя и приказал перевести «Il Principe» на испанский и хотя это была его настольная книга, тем не менее не сумел вытравить из своей души семя, который посеял Эразм и поэтому потерпел крах как правитель. Несколько позднее Мартин Лютер заявил, что «Библии не место в мэрии».
«Счастливо общество, значительная часть граждан которого сосредоточена на духовной жизни, как учащиеся иешив харедим в Израиле. Это снимает одновременно напряжение с рынка труда». (Борис Гулько).
Несчастливо будет то общество, в котором путем демократии к власти придет теократия, если демографическое развитие будет далее так протекать. Еще никогда в истории теократия не создала счастливое общество. Харедим облегчают проблему занятости? Как Вы объясните это тем, кто будет в поте лица на них работать?
Лет пять назад я решил посетить Труа, небольшой городок родину знаменитого светила еврейства, Раши. Раши написал комментарии к Танаху, хотя днем работал на собственных виноградниках (как это описал Эли Визель в книге «Раши. Портрет».) Кстати там же, на холме, где росли его виноградные лозы и между камнями сновали ящерицы, ему пришло в голову объяснение, почему змея (в Истории с первородным грехом) стала вдруг ползать на брюхе. Он объяснил это так, что ящерица обольстила Еву и после того, как Хашем лишил ее в наказание ног, стала ползать на брюхе, т.е. превратилась в змею. Почему же великий Раши не чурался работы и достиг таких высот, а Ешива-Бохер считает рабору зазорной, перекладывая тяжесть на собственную жену и окружающее его общество?
Бисмарк об образовании
Любопытная цитата из собрания сочинений Отто фон Бисмарка о проблемах образования в Германской империи.
«Главной проблемой наших высших школ [имеются в виду гимназии и университеты] является их избыток и искусственно создаваемые нашими учреждениями стимулы к их посещению. В результате у нас намного больше образованных молодых людей, чем необходимо и чем мы можем соответствующим образом материально обеспечить. Наши высшие школы посещают слишком много юношей, которым ни способности, ни происхождение родителей не дают оснований претендовать на интеллектуальную профессию. Следствием является переполненность учебных заведений и воспитание ученого пролетариата, опасного для государства. К указанному слою примыкает другой – «полуобразованные». Его появление объясняется тем, что мы предъявляем к качеству обучения в наших народных школах слишком высокие требования. В результате дети не хотят заниматься тем, что делали их родители, и ставят себе цели, которые они не могут достичь, из-за чего у них возникает недовольство. С каждым годом увеличивается число людей, которые ввиду полученного образования претендуют на уровень жизни, который они не могут себе обеспечить. Так у нас возникают те же условия, которые стали в России почвой для нигилизма.»
Эдмонд, Ваша «Любопытная цитата» приведена за последний месяц на двух дюжинах русскоязычных интернет-форах. Фористы перебрасывают её друг другу по совершенно глупым поводам или просто без повода и причины. Не говоря о том, что все сказанное «Железным Канцлером» — просто чушь.
Статистика говорит о совершенно противоположном: «Через игольное ушко прошли в гимназию и таким образом получил доступ к вышему образованию в конце XIX — начале XX века ничтожно малый процент школьников. Из общего числа 5,7 миллионов учащихся учились в гимназии всего 180.000 учеников (3,2 %), из которых только каждый десятый (0,3 %) учился в университете. В 1902 г. во всем Рейхе учились 53.000 студентов, это составляет 18 студентов на 10.000 мужчин.
(https://www.dhm.de/archiv/ausstellungen/lebensstationen/1900_4.htm)
Система немецкого образования в то время была лучшей в мире . По количеству Нобелевских Премий стояла Германия до начала II Мировой Войны с огромным отрывом на первом месте. Языком науки в то время был немецкий, большинство научных статей публиковалось на немецком.
https://de.wikipedia.org/wiki/Liste_der_deutschen_Nobelpreistr%C3%A4ger
Как сдоба пышет злоба дня,
и нет ее прекрасней;
а год спустя глядишь — херня,
притом на постном масле.
(Игорь Губерман).
Вы несколько сами себе противоречите, если проанализируете ответ. Если припомните, именно среди получивших достаточное образование, что в России, что в Германии, оказались те, кто, что в Германии, что в России стал ферментом социальной нестабильности. В отношении остального замечу, что я прямым образом поддержал мысль Гулько, что средневзвешенный, по определению Т. Лири, биоробот, если не будет занят социально оправданной нагрузкой, минимум часов 6 в сутки, станет массово социально опасным. Точно также, как это произошло в Древнем Риме -«хлеба, и зрелищ», а посему, в общую кучу меня не запихивайте. Бисмарка я привёл правильно, и именно лично для Вас. Заведомо зная, что вы не выдержите и прореагируете. А «работать» будут роботы, в связи с чем Гулько совершенно обоснованно поднял тему -«чем будут заниматься те, кто уже для такой работы станут ненужными, я для креативной НЕ пригодными?»
Эдмонд, не кажется ли Вам, что Берни Сандерс и Борис Гулько очень похожи? Ведь они оба мечтают о идеальном обществе на Земле. Правда в революции Сандерса в качестве гегемона выступает пролетарий, а в революции Бориса Гулько — датишный. Вы к тому же предлагаете в качестве «нагрузки» еще и неуча. Если бездельники и неучи будут выступать в качестве гегемона, то кто же создаст «роботы», которые накормят их и все общество?
Израиль — часть глобальной экономики, которая, как и его шекель, конкурируют с экономиками и валютами других стран. Все, что достиг Израиль, достигнуто благодаря труду собственных рук и голов. Если половина общества будет сидеть сложа руки и еще часть (по Вашей, Эдмонд, идее) отключит головы, то от государства ничего не останется. Такого рода утопии были и будут химерой. У немцев есть прекрасная сказка «Schlaraffenland» («Страна Ленивых Обезьян»). Там наслаждения являются добродетелью обитателей страны, а упорная работа и прилежание — грехом. У кого старая жена, тот может послать её к колодцу омоложения и она вернется назад снова молодой.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4
На картинах многих старых художников изображена эта чудесная страна, где летают жаренные утки и бегают свиньи с ножом в боку — только кушай. Так как свинья — животное некошерное, поэтому Ваш «Schlaraffenland» в Израиле отменяется.