Дата «5 ияра» («День Независимости») ждала «5708 года» с глубокой древности, а именно — с 6 сивана 2448-го года, в который была дарована Тора!
Насыщенный месяц
В прошлом году к 70-летию государства Израиль я опубликовал статью «Нулевой час» (http://www.abaratz.com/zmn-yom-atzmaut.htm#q5778a), в которой писал о предустановленности Дня Независимости, т.е. о предустановленности как года Избавления (1948/5708), так и его точной календарной даты – 5 ияра, 20-ый день счета омеров.
Относительно даты я указывал, что еврейские мудрецы знали о ней задолго до эпохи сионизма, знали из каббалистической интерпретации слов книги Рут: «Пусть выкупит, а если он не захочет выкупить тебя, то я тебя выкуплю, жив Господь!» (3:13).
Однако с той поры я обнаружил, что имеется еще одно обстоятельство, на эту предустановленность указывающее, и это месячная сопряженность Дня Независимости с Пятидесятницей.
5 ияра Израиль отмечает День Независимости государства Израиль, 6 сивана – Шавуот. Между этими днями заключен ровно один месяц. Кто-то скажет — один месяц и один день. Однако лишний день набегает только потому, что в ияре насчитывается 29 дней. В «естественных условиях», т.е. во времена Храма, когда продолжительность месяца устанавливалась эмпирически, а не с помощью сложного алгоритма, в ияре могло бы насчитываться и 30 дней. Иными словами, в древности Шавуот, то есть 50-ый день после Песаха, мог наступать в равной мере и 5 и 6 сивана.
Можно сказать и иначе. Не важно даже какого числа, какого месяца отмечаются эти праздники, важно, что между ними пролегает ровно 30 дней. Йом Ацмаут, т.е. дата Избавления, как это и предсказывал еще Аризаль, должна была прийтись на 20 день счета омеров («Ясод ше бэ-тиферет»), а Шавуот приходится на 50-ый.
Таким образом, вполне верно сказать, что Йом Ацмаут отстоит от Шавуота именно на месяц. А это позволяет утверждать, что дата эта «предустановлена», так как в определенном смысле праздники эти являются… близнецами.
Что это значит? Если мы рассмотрим празднуемый 15 нисана Песах и сопоставим его с Песахом шейни, празднуемым месяцем позже – 15 ияра, то вынуждены будем назвать их праздниками-близнецами.
Действительно, в Торе рассказывается: «Были люди, которые были нечисты от прикосновения к трупу человеческому и не могли совершить Песаха в тот день. Подошли они к Моше и Аарону в тот день. И сказали те люди ему: мы нечисты от прикосновения к трупу человеческому. За что же мы будем лишены того, чтобы принести жертву Господню в назначенное для нее время в числе сынов Израиля? И сказал им Моше: постойте, послушаю я, что повелит Господь о вас. И Господь сказал Моше так: Говори сынам Израиля так: всякий, кто будет нечист из-за усопшего, или он будет в дальнем пути, из вас или из потомков ваших, то и он должен совершить Песах Господень. Во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки пусть справляют его, с опресноками и горькими травами пусть едят его» (Бемидбар 9.6–11).
Помимо Божественной воли в установлении этой заповеди просматривается своя внутренняя логика, ведь в високосные годы «второй месяц» (ияр), превращается в «первый» (нисан), т.е. по самой своей природе является запасным нисаном. Праздники эти, таким образом, являются близнецовыми, причем столь идентичными, что их естественно уподобить близнецам однояйцевым.
Но тогда отстающие друг от друга на месяц Йом Ацмаут и Шавуот невольно хочется уподобить близнецам разнояйцевым, т.е. не только тождественными друг другу, но и различающимися.
Тора и Царство
Начать видимо следует с того, что Моше должен был бы родиться на Шавуот, а родился 7 адара, т.е. тремя месяцами ранее (так трактуются слова Торы: «И пошел некто из дома Леви, и взял за себя дочь Леви. И зачала жена, и родила сына, и, видя, что он красив, скрывала его три месяца. Но не могла долее скрывать его, и взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою, и положила в нее младенца, и поставила в тростнике у берега реки». (2:1-3)
Моше родился и умер в один день – 7 адара. Между тем «вместо него» в Шавуот родился и умер другой Пастырь, другой патриарх еврейской истории, а именно царь Давид. Лидер, символизирующий Тору, уступил свое место лидеру, символизирующему Царство («малхут»).
В Шавуот, в годовщину дарования Торы, вспоминают также и о Царстве, и помимо соответствующих отрывков из Торы, читают также книгу «Рут», события которой происходят в период Шавуота и касаются родословной Машиаха, родословной царя Давида.
И в этом положении усматривается некоторое обращение к Дню Независимости, усматривается некоторая перекличка этих дат. Ведь в книге Рут описывается не просто предыстория рождения царя Давида, а предыстория его рождения от мятежного семени. Прабабушка царя Давида была моавитянка, т.е. дочерью народа не просто возникшего в результате кровосмесительного соития, а соития не стыдящегося себя. Как сказано: «И зачали обе дочери Лота от отца своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя Моав. Он отец Моавитян доныне» (19:36).
Наглость женщины, давшей своему сыну имя «От отца», нашла свое место в Божественном домостроительстве. «Хуцпа» (наглость) в Талмуде определяется как «малхут бли кетер» — т.е. как некоронованная власть, но в то же время как власть, обладающая своей правотой. Поэтому, по раву Куку, не странно, что в своем пределе Дарованию Торы предшествует не просто «малхут», не просто «политическая власть», а… политическая власть, построенная на секулярной основе!
И тот факт, что мы празднуем Йом Ацмаут ровно за месяц до Шавуота, — лишнее доказательство предустановленности этой даты, ее предустановленности от древних времен. «5 ияра» ждало «5708 года» с глубокой древности, а именно — с 6 сивана 2448-го года, в который была дарована Тора!
Эти рассуждения могут послужить основанием к решению одного практического вопроса: сколько дней должен быть вывешен белоголубой флаг на автомобилях и домах израильтян?
Вывесив флаг в День Независимости, некоторые убирают его через несколько дней по настроению, некоторые оставляют до Дня Иерусалима, но правильно поступают те, кто снимают его лишь после Шавуота – брата-близнеца Дня Независимости.