Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Ф. Тютчев
Несколько лет тому назад я написал рассказ «Колдунья», базирующийся на комментариях к недельной главе «Мишпатим». В этой главе Тора приводит множество запретов, связанных с различными видами волхвований, магических манипуляций и всего подобного.
Рассказ получился удачным. Но я не знал, что он поможет сохранить еврейскую семью.
Как реакцию на свой рассказ, я получил в интернете письмо от молодой женщины по имени «Мазаль» – на иврите это слово означает «Судьба». Она была один раз у нас на шаббатней трапезе. Вышла замуж, проживала в одном из городов Израиля. Я на свадьбе не был, знаю только, что муж – хасид.
Женщина попросила разрешение поговорить со мной. Рассказала, что подруга познакомила её со знаменитой гадалкой. Та её убедила, что она должна развестись со своим мужем, причем гадалка приводила очень убедительные доводы. Сказала, что иначе будет несчастье. Мазаль поверила, что гадалка права, что они действительно с мужем не подходят друг другу. И, учитывая наше знакомство и то, что я, как следует из рассказа, близко знаком с темой «колдуньи», просила, чтобы я подтвердил её мнение.
Я ответил, что сейчас настоящих колдуний нет. Их всех давно или сожгли, или повесили. А нынче остались одни аферистки.
Прошло несколько лет. Из интернета я дважды узнавал об обрезании мальчиков Мазаль. Так что спор с колдунами, как и у Моше в Египте, закончился в мою пользу. Еврейская семья была спасена от «доброй колдуньи».
До меня вдруг дошло, почему среди почитателей и оппонентов моих рассказов и песен, восторженность — или, как минимум, нейтральность, проявляют в основном женщины, а насмешку и отрицание – мужчины. Писать и петь я стараюсь о человеческой душе, об её путешествиях и испытаниях в этом мире. И потому — о Торе, путеводителе наших скитаний.
Женщины более открыты к непосредственному ощущению себя — переживающей и способной к движению душой. Хотя почему-то принято утверждать, что они, в сравнении с мужчинами, более инертны и предпочитают устойчивость, надёжность и уют и меньше стремятся к изменениям. Начинаю сомневаться. Ведь если так, то почему моё творчество больше их затрагивает?
На что это указывает? На более высокую духовность женщин? Или существует другая причина?
Давайте отвлечёмся и рассмотрим тему как бы с иной стороны, воспользовавшись подсказкой только что от нас ушедшего великого мудреца Торы, рава Моше Шапиро (книга «Из глубин»).
Почему вообще люди получают наказания? Чаще всего, если не всегда, от собственной глупости. Как, например, фараон в Египте. Ну что ему стоило раньше остановиться, признать, что Всевышний сильнее — и избавить себя и страну от множества бед?
«Первое, что нам нужно объяснить, — это определение, данное мудрецами фараону: глупец (ксиль). Мы встречаем в ТаНаХе много названий для людей, лишенных разума, и каждое обозначает определенную ступень и вид. Однако «глупец» превосходит их всех и соответствует людям, пребывающим в самом низком состоянии. (Хотя до недавнего времени я считал наоборот).
«Доколе легковерные (петим) будете любить легковерие, и глумливые (лейцим) наслаждаться насмешками, и глупцы (ксилим) ненавидеть знание»! (Мишлей)
Три эти названия отражают три стадии безумия.
- Легковерный (пети) – человек со слабым разумом, который легко увлекается пустыми вещами, кажущимися ему хорошими. Впрочем, он умеет ценить истинную реальность, — но, тем не менее, тянется за напрасными, тщетными и бесполезными вещами, поскольку ему трудно отличить их от истинных.
- Глумливый (лец, лейцан) не только тянется за ложным воображением и считает его поистине ценным, но и смеется над настоящими ценностями, отрицая их в своём сердце.
- Глупец (ксиль) ненавидит истинные ценности. Он признает свой воображаемый мир единственной, к чему-либо обязывающей реальностью — и усиленно воюет с истиной, стоящей против всей его жизненной системы.
Глумливые и глупцы не принимают увещеваний. Этим они отличаются от легковерного, который, хотя и тянется за тщетным, всё же достаточно ценит истинную реальность и потому открыт для увещеваний, которые помогают отличить ему правду от лжи. А насмешник и глупец осознанно следуют за заблуждениями, отвергая и презирая в сердце истинную реальность».
Я думаю, что большая часть человечества страдает в основном синдромом легковерного (пети). А «лучшая» его часть, будучи эмоционально значительно более открытой, но зато меньше обращая внимание на логические конструкции и удобные привычные доказательства, легче увлекается как за добром и правдой, так и за всякой дребеденью. Поскольку сегодняшний интернет, как прежде Мицраим, до отказа наполнен описанием колдовства и всяких других гадостей и глупостей — то «выхожу один я на дорогу» спасать доверчивых «Пети». Потому что, наверное, каждый, кто выходит на такую дорогу, выходит один.