Начну с того, чем завершил предыдущую статью: в быстро меняющемся мире на первое место по глобальной значимости выходят предстоящие выборы в США.
На предвыборных съездах главных американских партий, прошедших в последние недели июля, номинированы кандидаты в президенты США, что можно сравнить с посевной кампанией в полеводстве. Далее проследим, как посеянное взойдет и какой овощ по осени получим.
Первой свой съезд провела Республиканская партия. Как и ожидалось, Дональд Трамп был номинирован кандидатом в президенты. Кандидатом в вице-президенты был номинирован его избранник Майк Пенс, нынешний губернатор штата Индиана. Сценарии в обход нормальных процедур, рассматривавшиеся экспертами в преддверии съезда, не могли быть реализованы, поскольку Трамп в праймериз набрал победное число делегатов съезда, причем со значительным избытком.
Тем не менее попытка повернуть съезд против правил состоялась. В первый день съезда группа оппортунистов, организованных неудачниками, проигравшими праймериз, призвала делегатов съезда голосовать, кто как захочет, игнорируя мнение избирателей. Эта нелепая акция на съезде позорно провалилась вслед за акцией, организованной на улице, где сотня где-то собранных безнравственных женщин протестовала против Трампа (то есть объективно агитируя за Хиллари Клинтон), используя их последний довод в споре, а именно раздевшись догола. Почему этой мерзости не воспрепятствовала полиция? Спросить бы у губернатора штата Огайо Джона Кейсика, но он ведь тоже претендовал на номинацию, хотя и в безнадежном конце очереди…
Образно говоря, догола теперь разделись и некоторые политики, прежде пользовавшиеся уважением. Досадно, что среди них оказался сенатор Тед Круз. На праймериз он был на втором месте по числу собранных голосов (у Трампа втрое больше), и он, как обидевшийся мальчик, явился на съезд и выступил с речью, которую нельзя не назвать предательской. Цитирую: «Мы заслуживаем принципиальных лидеров, которые способны объединить нас, которые руководствуются любовью, а не гневом». Гнев — это естественная реакция на то состояние, в которое завела страну администрация Обамы, а он совсем по-клинтоновски талдычит нам про любовь…
Напомню, что в предварительных дебатах на вопрос ведущего, будет ли он голосовать за партийного номинанта, в случае если выдвинут не его, Круз сказал, что да, будет, теперь же заявил, что не будет, к чему, уронив свою репутацию республиканца-консерватора, еще и своих сторонников призвал. Лгунишкой как-то назвал его Трамп и, видно, имел на то основание.
Еще напомню шулерскую сделку Круза с Кейсиком, согласившимся «отдать» ему Индиану, где Круза против Трампа поддерживал губернатор Пенс. Сделка не удалась, праймериз в Индиане выиграл Трамп, и Круз тогда выбыл из гонки. К чести губернатора Майка Пенса заметим: под влиянием происходящего в стране и в мире он сумел сориентироваться и присоединился к Трампу. Круз его примеру, к сожалению, не последовал и провалился окончательно.
В тот же первый день съезда была оглашена программа Республиканской партии, из которой приведу некоторые тезисы: «Во времена терроризма, наркокартелей и криминальных банд присутствие миллионов неидентифицированных лиц в нашей стране является большим риском для безопасности и суверенитета США… Именно поэтому мы поддерживаем строительство стены на нашей южной границе и защиту портов… Мы поддерживаем сохранение и, если потребуется, усиление санкций против России совместно с нашими союзниками до тех пор, пока суверенитет и территориальная целостность Украины не будут полностью восстановлены… Мы подтверждаем наше уважение народу России и наше стремление поддерживать дружбу с ним, несмотря на тех, кто пытается разделить нас. У нас есть общие интересы… Есть и проблема — продолжающаяся эрозия личной свободы и фундаментальных прав человека, происходящая под властью нынешних правителей в Кремле. Мы отреагируем на возвращение российской воинственности с той же решимостью, которая привела к коллапсу Советского Союза. Мы не примем никаких территориальных изменений в Восточной Европе, достигнутых с помощью силы… И мы будем использовать все необходимые конституционные меры, чтобы привлечь к ответственности тех, кто прибегает к агрессии и убийствам…»
Если бы не желание отразить в этом обзоре еще и филадельфийский съезд Демократической партии, я был бы готов задержаться на республиканском подольше, но пока опускаю подробности. Процитирую только несколько фраз из программного заявления Дональда Трампа, прозвучавшего на съезде в заключительный день: «Американцы, которые смотрят сегодня мое обращение, видели недавние сцены насилия на наших улицах и хаос в наших общинах. Многие из них сами были свидетелями такого насилия, некоторые даже стали его жертвами. Мое послание всем вам: преступности и насилию, которое сегодня поразило нашу страну, будет положен конец. Сегодня Америка является гораздо менее безопасной, а мир — гораздо менее стабильным, чем когда Обама принял решение поставить Хиллари Клинтон во главе американской внешней политики. Я уверен, что это решение, о котором он искренне сожалеет. Ее неверная интуиция и ошибочные решения — на это указывал и Берни Сандерс — стали причиной многих бедствий, которые происходят сегодня. Однако наследие Хиллари Клинтон не должно стать наследием Америки».
Согласие Обамы поставить Хиллари Клинтон во главе внешнеполитического ведомства, как помним, стало результатом его сговора с Биллом Клинтоном в обмен на продвижение им Обамы на съезде демократов в 2008 году. А привязка Берни Сандерса к атаке на Хиллари — неплохой тактический ход Трампа, направленный на привлечение к республиканскому электорату хотя бы части тех, кого в стане демократов Сандерс убедил критикой соперницы.
На этот тактический ход вполне симметрично ответила Хиллари Клинтон, объявив, что на пост вице-президента выбрала Тима Кейна, сенатора от штата Вирджиния. Комментарий Би-би-си: «Решение Клинтон, вероятно, разочарует левое крыло партии, ориентирующееся на проигравшего ей в ходе праймериз Берни Сандерса. Однако большинство наблюдателей полагают, что Клинтон рассчитала верно: Кейн может принести демократическому тандему голоса части республиканцев».
Интересная сложилась ситуация: оба лагеря в ходе праймериз раскололись на «большевиков», верных тому, за кого большинство, и «меньшевиков», готовых перебежать к вчерашнему противнику. Подсчитать их количественное соотношение затруднительно, это путает математическую базу прогнозистов и лишает убедительности предварительные опросы социологов.
В преддверии съезда Демократической партии сторонников Клинтон потряс скандал. Какие-то хакеры вскрыли секретную внутрипартийную переписку и опубликовали тысячи документов, неопровержимо показавших, что руководство партии нечестными методами тормозило продвижение Сандерса, хотя внешне демонстрировало якобы нейтралитет в его борьбе против Клинтон. Только тогда, когда Хиллари стала недосягаемой, эта заговорщицкая деятельность была прекращена.
Я, кстати, давно это предвидел, когда писал, что Сандерс — это не более чем ее подпорка слева, чтобы она на первых порах не выглядела слишком левой. Стратеги не ожидали, что «подпорка» станет опасной для их фаворитки, и поспешили ей на подмогу. Но так, как это делалось, возмутило сторонников Сандерса. Дабы утешить страсти, председатель Национального комитета Демократической партии Дебби Вассерман-Шульц объявила, что уходит в отставку. Только не сразу, а по завершении съезда. И в первый же день, когда съезд открылся, Демократическая партия заявлением ее Национального комитета принесла Сандерсу и его сторонникам «глубокие и искренние извинения», на самом деле фальшивые. Сандерс смиренно их принял (он сдался еще в июне, когда с ним поговорил Обама), но те, кого он в ходе праймериз убедил, что Хиллари Клинтон является представителем «коррумпированной политической системы», теперь протестуют и вряд ли за нее пойдут голосовать.
Как бы то ни было, съезд все-таки прошел «под фанфары». Предвыборную программу, принятую на съезде, Хиллари Клинтон назвала «самой прогрессивной платформой в истории». Насколько эта платформа, по ее понятиям, прогрессивна, настолько она разрушительна для Америки — как по проблемам внутренним, так и в аспекте внешнеполитическом, не говоря уже о явно предательской позиции прогрессистов по отношению к Израилю.
При выдвижении Хиллари Клинтон кандидатом на президентский пост довлеющим мотивом, на мой взгляд, была озабоченность все той же вышеупомянутой «коррумпированной политической системы» (которая, увы, двухпартийна) угрозой со стороны Дональда Трампа. Его имя упоминалось не реже, чем ее мнимые достоинства («право налево», предоставленное ею супругу, на съезде как достоинство не упоминалось). Тим Кейн утвержден кандидатом в вице-президенты. Кандидатура Берни Сандерса, вопреки ожиданиям его сторонников, не рассматривалась (его использовали, унизили и выбросили).
Итак, семена раздора посеяли. В уже подготовленную обеими партиями почву. Три месяца их будут поливать. И сами они друг друга будут поливать. На то и дебаты. Будем смотреть и комментировать. А потом нас позовут для определения победителя. Важно, чтобы без жульничества, которое на прошлых выборах, увы, имело место. Предварительная регистрация и предъявление удостоверений личности должны быть обязательны. И честный подсчет голосов.